Сканы








ЕЩЕ РАЗ О БАНКОВСКОЙ СОВЕСТИ

Вместо эпиграфа: «Огорелышев Роман (сотрудник банка) Черепанову М.В.:
«Сейчас смотрел репортаж с Вашим участием по НТВ. Вы дурак и подлец!!!»

Обращаю внимание всех заинтересованных на ответ начальника Департамента полевых учреждений Е.Б. Богачеву для доклада Госсовету Республики Татарстан. Считаю необходимым опубликовать сначала весь текст письма, а потом дать свой комментарий.
Итак:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент полевых учреждений
107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12
от «6» апреля 2012 года № 27-4-3-2/1333

О вкладах военнослужащих, открытых в годы Великой Отечественной войны

Председателю Национального банка Республики Татарстан Е.Б. Богачеву

Уважаемый Евгений Борисович!

На Ваш запрос о вкладах военнослужащих периода Великой Отечественной войны сообщаю следующее.

1. В настоящее время в архиве Банка России хранятся лицевые счета с остатками денежных средств (в масштабе цен 1952 года), принадлежащие военнослужащим, проходившим службу в рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, и не востребованные до 1952 года;

2. Нельзя увязывать прохождение военной службы военнослужащим с обязательным наличием у него вкладной книжки Госбанка СССР, так как в соответствии с установленным в годы войны порядком финансового обеспечения, а также желанием военнослужащего причитающееся ему денежное довольствие и другие виды денежных средств получались наличными (для удовлетворения личных нужд), переводились почтовыми переводами в тыл, направлялись в фонд обороны, выплачивались семьям через военкоматы по денежным аттестатам.
Также военнослужащие могли хранить свои свободные (временно) денежные сбережения в Государственном банке на индивидуальных лицевых счетах. В этом случае военнослужащему выдавалась на руки вкладная книжка.

3. Подавляющее количество архивных лицевых счетов имеют незначительные остатки денежных средств, так как денежное довольствие военнослужащим начислялось за период от начала службы до дня исключения из списков воинской части. При этом оклады денежного содержания рядового и сержантского состава составляли 10-15 рублей в месяц, а срок службы - от одного месяца до трех лет. На остатки вкладов начислялись 2% годовых.

4. В полевых учреждениях работа по привлечению денежных средств во вклады была организована в массовом порядке с начала 1942 года после издания положения о вкладных операциях и вкладных книжках с выходом специальных директив Наркомата Обороны. После окончания войны более 90% вкладов были получены в установленном порядке.

5. Информация о финансовом обеспечении военнослужащих в годы войны, деятельности полевых учреждений является доступной массовому читателю, опубликована в различных источниках, например:
- «Военная финансово-экономическая служба России. История и современность» /Авторский коллектив под руководством д.э.н. генерал-полковника Воробьева В.В. М.: ИНЭС, 2003;
- «Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в победу» /Автор тот же. М., 2005;
- «60 лет полевым учреждениям Центрального банка Российской Федерации» /Авторский коллектив под руководством к.э.н. Заставнюка В.П. М., 2001;
- «История банковского дела в Российской Армии» /Д.э.н. Коречков Ю.В. М.,1997;
- в периодической печати за различные годы, журнале «Деньги и кредит», научных трудах советских и российских ученых: Гулак Д.Е., Коречкова Ю.В., Жихарева В.П. и других, начиная с 1949 года.

6. Действие Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» на вклады военнослужащих в учреждениях Госбанка СССР и Банка России не распространяется.

7. Заявления о розыске вкладов следует направлять в полевое учреждение Банка России «Красноармейское». Сведения об остатках лицевых счетов могут быть предоставлены самим вкладчикам, лицам, признанным в установленном порядке законными наследниками, а также нотариусам по их запросам в связи с открытием наследственных дел.

8. Розыск лицевых счетов значительно затруднен из-за отсутствия в запросах номеров полевых учреждений, где они были заведены. Поэтому требуется значительное время на получение ответов из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.

9. Выплату невостребованных вкладов производит полевое учреждение Банка России «Красноармейское», в том числе наследникам, на основании п. 15 письма Банка России от 22 сентября 1993 г. № 55 «О ведении операций с полевыми учреждениями Центрального банка Российской Федерации по вкладам военнослужащих». Действие телеграммы Банка России от 3 марта 2004 г. № 24-Т распространяется на вклады военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации.
Довожу до Вашего сведения, что информация, распространенная в средствах массовой информации заведующим Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Черепановым М.В. о выплатах Банком России крупных сумм денежных средств родственникам пропавших без вести советских солдат, не соответствует действительности.

Исходя из изложенного, прошу Вас довести до граждан, обращающихся в Национальный банк Республики Татарстан, что суммы денежных средств, потраченные ими на доказательство принадлежности остатков денег на лицевых счетах их родственников, могут значительно превысить сами остатки.

Начальник Е.В. Бадаев

Внимательно прочитали текст?
Тогда начинаем анализ.

Пункт 1 признает главное - в банке хранятся лицевые счета, не востребованные до 1952 г.

Пункт 2 пытается полностью опровергнуть Приказ А.Хрулева №84 О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВКЛАДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСБАНКА И РАЗВИТИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ (см. выше), в котором четко сказано: Остатки вкладов в полевых учреждениях Государственного банка на 1 января 1943 г превысили в 25 раз сумму остатков вкладов на 1 января 1942 года. Количество вкладчиков возросло за 1942 г. в 17 раз.
Безналичные перечисления из денежного содержания военнослужащих к 1 января 1943 г. во вклады и на почтовые переводы достигли 70% к фонду зарплаты.
Проще говоря, уже в начале 1943 г. 70 процентов зарплаты выплачивалось на вклады!!!
Кому будем верить - зам. наркома обороны СССР или сегодняшнему банкиру?

Пункт 3, опровергая пункт 2, подтверждает, что денежное довольствие на эти счета начислялось за период от начала службы до дня исключения из списков воинской части. Значит, от нескольких месяцев, до нескольких лет. И в том числе за занимаемую должность (старшина - до 400 руб. в месяц), за ордена, за ранение, подбитые танки и т.п. Какие там были суммы - см. в документах выше.

Пункт 4 ШОКИРУЕТ: После окончания войны более 90% вкладов были получены в установленном порядке.
Это кто получил деньги - 90 процентов вернувшихся с войны или вдов погибших? Или все-таки сами финансисты? Отличный тезис для адвоката в суде.

Пункт 5 умиляет: ВСЕ и ВСЕГДА знали об этих вкладах, даже книжки об этом лежат на каждом книжном прилавке.

Пункт 6 - снова шок - Действие ФЗ от 10 мая 1995 г. № 73 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» на вклады военнослужащих в учреждениях Госбанка СССР и Банка России не распространяется. Во как! Погибшие солдаты, их вдовы и тем более вернувшиеся домой фронтовики вообще не россияне!!! На каком основании? Опять же - пожалте в суд, господа...
Правда, тут же снова опровергается и данный пассаж, уже в 9 пункте:
Выплату невостребованных вкладов производит полевое учреждение Банка России «Красноармейское», в том числе наследникам, на основании п. 15 письма Банка России от 22 сентября 1993 г. № 55 «О ведении операций с полевыми учреждениями ЦБ РФ по вкладам военнослужащих». Действие телеграммы Банка России от 3 марта 2004 г. № 24-Т распространяется на вклады военнослужащих.
Напомню главную суть того письма - его пункты 10 и 15:
10. Вклад выплачивается с начислением по нему процентов:
- до 1 января 1993 года в размере 2 процентов годовых;
- с 1 января 1993 года в размере 20 процентов годовых.
- с 1 апреля 1993 года в размере процентных ставок, устанавливаемых Советом директоров Сберегательного банка России по вкладам до востребования.
15. Выплата завещанных и незавещанных вкладов наследникам производится Красноармейским отделением ЦБ РФ в г. Москве, которое переводит вклады для выплаты наследникам в ближайшее к ним учреждение банка.
Все запомнили?
Едем дальше.

Пункт 7 вынужден признать: Сведения об остатках лицевых счетов могут быть предоставлены самим вкладчикам, лицам, признанным в установленном порядке законными наследниками. Так что мы правильно сделали, что посылаем свои заявления. Иначе бы нам никто ничего не сообщил. А сейчас банкиры вынуждены это делать.

Пункт 8 опять пахнет ложью: если мы сообщаем место службы (номера частей, полков и дивизий), определить номера полевых касс Госбанка может сегодня даже школьник. См. списки на нашем сайте и сайте Солдат.ру.
Пример:
1 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ
1 формирование. 12.7.42–31.12.42.
408 сп, 412 сп, 415 сп, 1026 ап, ... 1148 пкг.
2 формирование. 9.12.43 --3.2.44; 25.3.44 - 9.5.45
408 сп, 412 сп, 415 сп, 226 ап... 1634 пкг

2 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ
1 формирование. 22.6.41 – 19.9.41
13 сп, 200 сп, 261 сп, 164 ап... 250 пкг. И т.д.

Спросите, зачем для этого запросы в ЦАМО? Чтобы время тянуть. Проценты-то с тех сумм набегают КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И все в пользу конкретных работников банка.
Но и это предмет для рассмотрения адвоката...

Невозможно без умиления читать и последний абзац. Как банкиры заботятся о наших вдовах и детях погибших солдат, о самих ветеранах: суммы денежных средств, потраченные ими на доказательство принадлежности остатков денег на лицевых счетах их родственников, могут значительно превысить сами остатки. Похвально, господа. Вот бы всегда так заботились о нашем кармане.

И на закуску главный смысл письма:
Информация, распространенная Черепановым М.В. о выплатах Банком России крупных сумм денежных средств родственникам пропавших без вести советских солдат, не соответствует действительности.
Полностью согласен. Вам, господа банкиры, еще только предстоит это сделать. То, что вы выплачивали до этого - действительно КОПЕЙКИ.

Уверен, что мыслящий человек разберется в хитросплетениях данного письма и сделает свой вывод.

Отличная основа для речи адвоката вдов и детей красноармейцев на суде против банка.

А я хотел бы поддержать Е.Б. Богачева в его инициативе рассматривать суммы, оставшиеся на счетах красноармейцев, не в формальных рублях по ценам 1952 г., а как количество ОКЛАДОВ рядового и командира в боевых условиях. Если осталось у рядового 400 рублей, это те самые 40 месячных окладов (помните, в письме подтверждение, что зарабатывали солдаты по 10-15 руб.). Пересчитывать их необходимо на ОКЛАДЫ сегодняшних военнослужащих в боевых условиях. И плюс те самые проценты.
Да, не забудьте еще моральный ущерб, нанесенный семьям военнослужащих, оставленным без заработанных денег на 70 лет. Ведь то, что ТОГДА эти деньги не были выплачены вдовам - вина не самих вдов, а конкретных финансистов и военачальников. Вот пусть они теперь и возвращают ТЕ ЖЕ оклады с процентами и оплатой морального вреда вдовам и детям военнослужащих. И не только тех, которые погибли на фронте, но и тех, кто вернулся с фронта, но денег своих с этих вкладов так и не получил.

Не знаю, на что надеются банкиры, ведь живы еще сами ветераны войны и они-то могут полностью опровергнуть заявление о том, что "После окончания войны более 90% вкладов были получены в установленном порядке."
Сами то Вы не боитесь своей (мягко скажем) неточности, господа из Департамента полевых учреждений?
Помните известную рекламу о налогах - "заплати и спи спокойно"? Это касается прежде всего вас.

А я лишь прошу прощения у всех тех, у кого не хватит здоровья и сил нанять адвоката и вступить в справедливую схватку за свои законные права ("за отцовские копейки"), кто вместо зарплаты защитников Отечества уже получает чисто символические гроши. Главное в этой борьбе не в полученных суммах, а в той информации, которую мы уже получили в этой неравной схватке. Мы стали еще больше уважать своих отцов и дедов, которые даже на фронте не забывали о нас, завещали нам все, что имели. И пусть это будет 3 копейки 1941 года, но они должны быть возвращены как самому ветерану (Великой Отечественной, Вьетнамской, Афганской, Африканской, Чеченской и прочих войн), так и членам его семьи.

И пусть справедливость переможет ложь.

Всем успеха.

Михаил ЧЕРЕПАНОВ
(P.S. Прошу прощения, что не в состоянии отвечать сразу на все просьбы в своей личке. Их сотни в день, а я работаю по 12 часов с живыми посетителями.)

Из нашей почты:

«Добрый день! Мой дедушка участник ВОВ, недавно в газете прочитал про вклады и попросил, чтоб я написала заявление в банк, чтобы узнать, сохранена ли его книжка. (Сам он говорит, что заводили книжку как отправлялся на фронт, но на руки ее не давали). мне сегодня пришел ответ из банка но есть ли книжка и сколько там на счете не ответили. Они написали что это они гарантируют тайну о вкладах своих клинтоы. Справку по счетам они предоставят лишь вкладчикам, но дедушка не может приехать в москву. Как можно узнать эту информацию, подскажите, пожалуйста». Елена.

Что тут добавить? Господа, банкиры, если вам хватает совести издеваться над ЖИВЫМ фронтовиком, и Бога вы не боитесь, придется напомнить о существовании Военной Прокуратуры.

Уважаемый Михаил!
Я и моя тетя (дочь погибшего красноармейца Хабибрахмана Шагиахметова) получили от Лужанского письмо, где говорится, что информация согласно банковской деятельности выдается только по запросу нотариуса. Прежде, чем идти к нотариусу, я позвонила в нотариальную контору. И вот, что они мне ответили: им пришло разъяснение от того же банка, что на момент гибели бойцов действовало наследственное законодательство по Гражданскому кодексу 1922 года., по которому запрос в банк могут делать только суды.
Возникают несколько вопросов:
1, по какому адресу обращаться в суд (хотя они мне ответили, что по адресу проживания погибшего) Дед проживал в Бауманском районе Казани. Сейчас это Вахитовский район?
2. В случае отказа судом принимать подобные заявления, каким образом документально можно сослаться на это разъяснение? Нельзя ли Вам сделать официальный запрос от имени организации в нотариальную контору, чтобы они каким то образом оповестили суды.
3 каким должно быть исковое требование? Т.е что мы должны требовать от суда?
Когда я сказала нотариусу, что в письме написано, что именно нотариус должен делать запрос, она сказала, что, если их обяжут, они будут это делать. Вот интересно получается законы уже изменились, а они все ссылаются на 1922 год. Люди уже в другом веке живут, а они специльно ставят препоны. Правомерно ли это?
С уважением Гульнара.

Добрый день! Решила начать собирать документы. Но столкнулась с такой про-блемой, мой дед пропал без вести, и чтобы нотариус выдал свидетельство о праве наследовании имущества, моей бабушке надо получить решение суда о том, что он считается умершим. А в суде сказали: чтобы вынести такое решение, им нужно доказательство того, что у дедушки на самом деле есть наследство. И что теперь делать, мы не знаем. Мы ведь для этого и собираем документы, чтобы узнать, есть ли вкладная книжка и есть ли на ней средства. А в суде с нас требуют эти сведения. Подскажите, кто знает, что нам делать в этом случае. Всем заранее спасибо!
Кудя.

Наших судей тоже хлебом не корми - дай только над народом поиздеваться, чтобы вытянуть из него побольше. На страже какого такого закона эти судьи? Только своего кармана...

Еще из почты:

Уважаемый Михаил!
Я и моя тетя (дочь погибшего красноармейца Хабибрахмана Шагиахметова) получили от Лужанского письмо, где говорится, что информация согласно банковской деятельности выдается только по запросу нотариуса. Прежде, чем идти к нотариусу, я позвонила в нотари-альную контору. И вот, что они мне ответили: им пришло разъяснение от того же банка, что на момент гибели бойцов действовало наследственное законодательство по Гражданскому кодексу 1922 года., по которому запрос в банк могут делать только суды.
Возникают несколько вопросов:
1, по какому адресу обращаться в суд (хотя они мне ответили, что по адресу проживания погибшего) Дед проживал в Бауманском районе Казани. Сейчас это Вахитовский район?
2. В случае отказа судом принимать подобные заявления, каким образом документально можно сослаться на это разъяснение? Нельзя ли Вам сделать официальный запрос от имени организации в нотариальную контору, чтобы они каким то образом оповестили суды.
3 каким должно быть исковое требование? Т.е что мы должны требовать от суда?
Когда я сказала нотариусу, что в письме написано, что именно нотариус должен делать запрос, она сказала, что, если их обяжут, они будут это делать. Вот интересно получается законы уже изменились, а они все ссылаются на 1922 год. Люди уже в другом веке живут, а они специльно ставят препоны. Правомерно ли это?
С уважением Гульнара.

С уважением, Михаил Черепанов echovoyni@ya.ru

у нас нотариусы также ничего не могут сказать толкового, т.к. не было такого в практике

Интересно, что только у нас в России родственники должны доказывать, что у умершего есть наследство. В нормальных странах этим занимается иньюрколлегия - после смерти человека ищет наследников и делит между ними наследство. Конечно, за определенный процент. Или мы не цивилизация?

С уважением, Михаил Черепанов echovoyni@ya.ru

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.064 сек