Акция «Он не вернулся из боя». Продолжаем

Читатели узнают о пропавших без вести родственниках, и не только

Газета «Казанские ведомости» продолжает акцию «Он не вернулся из боя», которая проводится совместно с татарстанской ассоциацией содействия патриотическому воспитанию и поисковой работе «Клуб воинской славы» и Обществом татарских краеведов Республики Марий Эл. Желающие могут обратиться в редакцию, чтобы узнать о родственниках, пропавших без вести, уточнить информацию о погибших, установить детали биографии фронтовиков Великой Отечественной войны.
На минувшей неделе в редакции прошел очередной прием татарстанцев. Неизменно вел его председатель клуба Михаил Черепанов.
Лично я Михаила Валерьевича знаю много лет. Не раз пересекались наши пути по работе, но, признаться, никогда я не присутствовала во время его работы с людьми, а тут довелось. Говорят, что людей незаменимых не бывает – врут! Сложно себе представить судьбу издания «Книга Памяти» ВОВ Татарстана, не будь у «руля» этого самоотверженного человека. Напомню, 28 томов списков солдат и офицеров было издано на русском и татарском языке. Здесь опубликованы данные уроженцев Татарстана или призванных на фронт военными комиссариатами республики – погибших на фронтах Великой Отечественной войны, умерших от ран или в плену, пропавших без вести. Составлены они на основе картотек районных военкоматов республики, данных Центрального архива Минобороны, Военно-медицинского, Центрального Государственного архивов страны, из Книг Памяти ряда областей, городов, районов страны, а также по информации некоторых сайтов в интернете.
И вот в конце марта мне довелось лично присутствовать на приеме читателей газеты. К чему я это рассказываю? Потому что мне стало понятно, зачем все это надо самому Черепанову! Видели бы вы, как блестят глаза от слез радости у посетителей, которые получили заветные вести! Некоторые обратились заранее и в этот день получили на руки готовое извещение со всей запрашиваемой информацией, а с некоторыми посетителями Михаил Валерьевич работал прямо в редакции. Вместе они подсаживались к экрану ноутбука, страница за страницей, от имени к имени перебирали имена, обмениваясь мнением. Дело в том, что в некоторых списках, составленных в годы ВОВ, бывали опечатки. Причин на это мы сейчас и не узнаем, но путаница возникает по этой причине часто.
Пока одни сидят за рабочим столом, другие посетители ждут очереди: тихо, смиренно. Приходят сюда даже целыми семьями. Вот дочь ветерана, сноха и внучка, а желание на троих одно – узнать побольше про любимого отца – свекра – деда.
К примеру, Лилия Сайфутдинова пришла получить информацию про маминых братьев. Дядя Саяров Ризван считался без вести пропавшим. Михаил Валерьевич сначала помог установить область, где погиб фронтовик. Оказалось, что уроженец Чистопольского района был мобилизован Свердловским ГВК и погиб 4 декабря 1941 года. Как выяснилось, похоронен он в братской могиле в селе Белый Раст Дмитровского района Московской обл. Теперь Лилия Халимовна решила выяснить, будет ли увековечена память Ризвана на месте захоронения.
Второй ее дядя Саяров Садык тоже считался без вести пропавшим. И о нем Черепанову удалось найти информацию. Оказалось, он умер от ран в 1944 году в Брянске в военном госпитале. Почему это важно? Потому что, узнав об этом, дочь и сын фронтовика Роза и Альберт, наконец, смогли посетить могилу отца.
А вот Валентина Кручинина разыскивает информацию, которая касается ее брата: Касаткина Ивана Васильевича 1923 года рождения.
Как удалось установить Михаилу Черепанову, красноармеец в годы Великой Отечественной войны был парашютистом. Погиб в июне 1942 года в пос. Жилино г. Солнечногорска Московской области. Многие годы Иван Васильевич также считался пропавшим без вести, но недавно удалось найти о нем информацию. Где погиб – стало известно, но, к сожалению, пока не известно, где похоронен.
Когда началась война, Валентине было четыре года. Она помнит, как старший брат закидывал ее руками на высокие палати. Мама Анна Ильинична всю жизнь бережно хранила письма сына. Связь с ним прервалась в марте 1942 года, когда пришло последнее письмо.
Как рассказал Михаил Черепанов, фронтовик попал в окружение под Москвой, где сейчас находится аэропорт Внуково. Летом 42-го весь корпус здесь погиб в окружении.
Михаил Валерьевич рекомендовал обратиться к редакции издания «Они погибли под Москвой». По его мнению, информация про Ивана Касаткина может содержаться и в этой книге.
Почти детективная история произошла с родственниками Мазитова Рифката Касимовича, уроженца Куйбышевской области. Однажды им позвонили из Краснодарского края и спросили, был ли у них такой родственник. Якобы, поисковики нашли обломки самолета и по номеру двигателя смогли предположить, что на борту мог находится Мазитов. К сожалению, родственники не успели узнать, из какой организации поступил звонок, как и то, где обнаружили обломки самолета.
Проверив свои списки, Михаил Черепанов сообщил, что разыскиваемый фронтовик погиб 27 октября 1941 года при выполнении боевого задания, то есть в воздухе. Был стрелком-радистом на бомбардировщике. Улетел и не вернулся.
Лидие Безменовой он сообщил, что поиском самолетов в Татарстане занимается организация «Отечество». Именно здесь можно также попробовать раздобыть информацию про маминого брата, а пока место его гибели не известно.
Еще одна посетительница - Ольга Хорошенькова. Она не успела узнать у отца про место захоронения деда. Константин Никитич Конников долгое время считался пропавшим без вести. Потом сын его все-таки раздобыл информацию и узнал, что тот погиб 17 января 1943 года, а вот место сообщить дочери так и не успел, умер сам.
Флюра Гарифулова ищет информацию про отца Халимова Калимуллу. Он считается пропавшим без вести. На прием к Черепанову она пришла не одна, а со снохой фронтовика и внучкой. Говорит, что про него ничего совсем неизвестно. Последнее письмо получили 17 июня 1941 года, поэтому его считают погибшим уже в первые дни войны на границе с Польшей. Как рассказал Черепанов, когда он погиб, это была территория Западной Украины, сейчас это город Пшемысль (историческое русское название — Перемышль). Могил солдатских, как таковых, там не было: наши фронтовики так и оставались лежать в окопах. Женщины плакали, слушая рассказ Михаила Валерьевича.
Лидия Гурина в этот день узнала судьбу сразу нескольких родственников. Гурин Василий – дядя ее мужа. Семья у него была большая - семь детей. Четверо братьев ушли на фронт, трое вернулись, а вот Василий пропал без вести. Когда в 1944 году он лежал в казанском госпитале, успел навестить семью, жену. В 1945 у него родился сын, которого назвали также – Василием. А сам он, как выяснил Михаил Черепанов, погиб еще 29 октября 1944 года в Польше. Он объяснил Лидии, что получить теперь официальный документ можно в Центральном архиве Минобороны в Подольске.

Виктория ОСИНИНА

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.068 сек