ДЕРЮГИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

Пропал(а) без вести
Учетные данные
г.р.: 
1904
область рождения: 
место рождения: 
место жительства до призыва: 
Смоленская область, Шумячский район, дер. Явкино
РВК: 
звание: 
должность: 
место службы: 
день выбытия: 
26
месяц выбытия: 
8
год выбытия: 
1943
причина выбытия: 
пропал без вести
обл. выбытия: 
место выбытия: 
опись: 
дело: 
лист: 
госпиталь: 
прим.: 

Согласно данным "память народа" нашего прадеда призвали
08.07.1941 Рославльский РВК, Смоленская обл., Рославльский р-н в звании мл. сержанта - дома )дер ЯВКИНО) осталась беременная (родила 1 сентября) супруга_Дерюгина Мария Петровна.

в 186 армейский запасный стрелковый полк
(Военно-пересыльный пункт: 186 азсп 43 А).

Оттуда его 07.04.1942 перевели в 126 одсб
17 июня 1942 прибыл уже из 38 озсапр (отдельная саперная рота) -
в 359 зсп и выбыл оттуда между 08.03.1942 и 16.12.1942 в 38 осапр снова.... Непонятно.
выбыл 15 мая 1942 года в 38 осапр Военно-пересыльный пункт: 359 зсп
Выбытие из воинской части: 15.05.1942
Куда выбыл: 38 осапр

Вот еще - не поняла откуда и куда:
Дерюгин Петр Яковлевич
Военно-пересыльный пункт: 359 зсп
Прибыл в часть: 17.06.1942

Дирюгин Петр Яковлевич
Военно-пересыльный пункт: 359 зсп
Прибыл в часть: 27.04.1942
Выбытие из воинской части: 15.05.1942
Куда выбыл: 38 сапр

Дерюгин Петр Яковлевич
Последнее место службы: 451 сп
Военно-пересыльный пункт: 359 зсп
Прибыл в часть: Между 09.05.1942 и 31.05.1942
Откуда прибыл: 451 сп

8 августа 1943 года он уже из 192 зсп 1 зсд
переведен в 13 А, 70 А ЦентрФ - тут непонятно

После этого данных нет, кроме оповещения о том что пропал без вести, причем пишут
что последнее место службы 140 сд

Если верить донесению о потерях, наш Петр Яковлевич пропал без вести 26 августа 1943 года. Но в 140 дивизии нет об этом дне никаких замечаний, никаких боевых действий 26 августа НЕ БЫЛО! Если бы он подорвался на мине это бы отразили в документах, но НИЧЕГО нет.Вот об этой дивизии - https://zen.yandex.ru/media/id/5bb49f6113212000aa1da9f1/140ia-strelkovai...
и вот о ней https://proza.ru/2014/06/13/650

Но я нашла что дивизия была в это время вот здесь: недалеко от СЕЛА ДЕРЮГИНО (станция Дерюгино!)
Там есть братская могила - https://bryanskfront.mybb.ru/viewtopic.php?id=1994

Вот документ: https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451006352&backurl=division%5...сд::begin_date%5C19.08.1943::end_date%5C25.08.1943::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie::page%5C5&date_from=19.08.1943&date_to=25.08.1943&division=140%20сд&static_hash=f61cb178e007654b2b26f5a7382e5677v2

26 августа 140 дивизия (ее называют еще сибирской) передислоцируется в лесу недалеко от покровское (?) (см документ), это не соответствует карте дивизии, непонятно.
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=437715661&backurl=division%5...сд::begin_date%5C19.08.1943::end_date%5C25.08.1943::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie::page%5C3&static_hash=f61cb178e007654b2b26f5a7382e5677v2

В то же время наш Петр Яковлевич командир отделения 283 сп (вот здесь об этом написано) - https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_pechatnoi_knigi_pamyat... - а 283 сп подчиняется 140 сд НО в августе именно 283 сп находится в Украине - вот здесь: https://pamyat-naroda.ru/warunit/283%20сп/?static_hash=f61cb178e007654b2b26f5a7382e5677v2 с 23 по 25 августа 1943 года. Далее следующая локация 283 сп только в сентябре. И снова о 26 августа ни слова.

Искала 283 СП но есть лишь данные вот такие: https://rkka.wiki/index.php/283_стрелковый_полк

Буду рада помощи. Запуталась.

Используемые сокращения
0 - сведения районных военкоматов, 1 - Центральных архивов МО РФ, 2 - с места гибели и от поисковых отрядов,. 3, 5 - от родственников и из других источников, К - из книг Памяти других регионов, И - из интернета, П в прим.- плен,. Г - карточка немецкого архива о пребывании в плену, Ж - вернулся из плена или с фронта живым,. Ф - из Книги Памяти Финской войны, п- погиб, б - без вести.

Комментарии

Здравствуйте
Ищите в донесении о потерях бойцов 283 сп тех, у кого указано место гибели. Например
Фамилия Окулов
Имя Василий
Отчество Иванович
Дата рождения/Возраст __.__.1924
Место рождения Молотовская обл., Бусинский р-н, д. Окулов-починок
Последнее место службы 140 сд
Воинское звание мл. сержант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 27.08.1943
Первичное место захоронения Орловская обл., Севский р-н, п. Рождественский, северо-западная окраина
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 965
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55289597
он убит на следующий день, но думаю, дивизия за один день особо не продвинулась.

А вот у этого бойца совсем интересная судьба. Он тоже числится пропавшим без вести
Фамилия Калмыков
Имя Ксенафонд
Отчество Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Место рождения Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Алферово
Последнее место службы 140 сд
Воинское звание ефрейтор
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 26.08.1943
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 970
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55299129

Однако в ноябре 1943 года появляется в запасном полку
Фамилия Калмыков
Имя Ксенофонт
Отчество Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Дата и место призыва __.__.1943 Елизоветский РВК
Последнее место службы 140 сд
Воинское звание рядовой
Название ВПП/ЗП 218 азсп
Дата прибытия 09.11.1943
Откуда прибыл 140 сд
Дата убытия 12.11.1943
Куда убыл (название) 140 сд
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 8514
Номер описи источника информации 99240с
Номер дела источника информации 6
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2005672524
К сожалению, текст донесения не приложен, интересно было бы посмотреть что там написано.

Его убили позже
Фамилия Калмыков
Имя Ксенофонд
Отчество Михайлович
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Место рождения Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Алферово
Дата и место призыва Грязовецкий РВК, Вологодская обл., Грязовецкий р-н
Последнее место службы 140 сд
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 25.03.1944
Первичное место захоронения Украинская ССР, Тарнопольская обл., Збаражский р-н, д. Иванчаны, кладбище
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18002
Номер дела источника информации 320
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=3606205

Ищите и обрящете, стучите и отверзется

Здравствуйте! Спасибо вам огромное за ответ! Я начала искать его сослуживцев по вашему совету и просмотрела списки братских могил, расположенных в Рождественском и СЕвске - к сожалению, моего Дерюгина П.Я там нет, я еще напишу в архив Орловской области. но мне хотелось бы более веские "доказательства" того, что Петр Яковлевич действительно там был, в этих краях.

Дело в том, что У меня никак не складывается его путь на фронте (скорее всего еще не все рассекречено или не все оцифровано).

1. 8 июля 41 призван в 186 азсп 43 А,
2. 7 апреля 42 переведен в 126 одсб.

Далее неизвестно куда выбыл из 126 одсб и когда, данных нет пока что (по логике: в 451 сп? в 38 осапр?)

3. 9-31 мая 42-го уже переведен из 451 сп в 359 зсп.
4. 15 мая 1942 из 359 в 38 осапр
5. При этом 17 июня 42 он прибыл в 359 сп из 38 осапр снова

Далее снова нет данных вплоть до

6. 08 августа 1943 года - перевод из 192 зсп 1 зсд в 13А 70А ЦентрФ

Далее лишь донесение о пропаже без вести.
В нем место службы 140 сп

При этом в книге памяти Смол.обл. Хислаичского р-на,Шумячского р-на указано, что Дерюгин Петр Яковлевич мл.серж., ком.отделения 283 СП 170 СД 50А. Это вообще другое подразделение же получается, не 140 сп, со своим путем.

Вот здесь у меня и не складывается, согласно боевому пути 140 сп, 26 августа не было никаких боевых действий и донесений о пропаже без вести тоже нет, полк находился в районе деревни Красный Клин в те дни августа.

в 170 сд нет 283 сп, а сама она в августе 43 была на Украине в районе Днепра

Но согласно сайту память народа есть лишь 283 стрелковый полк 140 стрелковой дивизии - август 1943 это 4 их формирование. Значит, в Книге памяти неверно указано, не 170, а 140 дивизия?

Боевой путь этой дивизии согласно записям на том же сайте:
-с 14 по 25 августа дивизия пополнялась составом (количество не указано), расположены сев. Красный Клин.
Далее записи из боевого журнала о 283 СП.
26 августа: маршрут Красный клин, отм.228.0, роща 1км, южн.Евдокимовка, Потехин, Новая Стинцовка (неразб.), Заголубнице, Лесовой, Маркин.
Конкретнее: в 12:00 283СП - выс.228.0, Потехин, Лесовой.
в 17:00 Маркино. к 20:00 роща 0.5 км зап. Покровский. "Приводят себя в порядок, открывает щели для укрытия личного состава"

За 27 августа пишут потерь нет.

27 августа 283 СП ведет разведку переправ в р-не Рождественский и достигли района Стрелецкое 1 км восточнее.
28 августа "преодолевая огневое сопротивление противника" 283 сп находится в готовности в районе Рождественский.
Потери: убито 0, ранены 14 (от бомбежки).

Получается, что скорее всего Петр Яковлевич Дерюгин действительно находился в районе Рождественский (недалеко от Красный Клин, Орловская область), верно?
И погиб не 26, а скорее всего 27 августа от бомбы в районе Рождественский. Но почему "убито 0", неужели возможно было,что не поняли, что нет бойца? Тем более написано что это не рядовой, а ком.отделения?

Спасибо!

Изображение: 

Если бы вы знали сколько ошибок и неточностей в донесениях. 170 сд - это конечно же ошибка либо писаря, либо оператора, вводившего текст (это тоже бывает). Донесения о потерях составлялись задним числом, иногда и спустя год. Кто там помнил что и с кем случилось. Если проводили разведку переправ, мог и утонуть, вот вам и пропал без вести. Не вернулся с разведки, например. Искать в захоронениях тоже проблематично. Братские могилы создавались далеко после войны, кого-то включали в списки, кого-то забывали включить. Мне попадались бойцы, захороненные в нескольких братских могилах, а кто-то ни в одной. То же и по перезахоронениям, иногда перезахоранивали только на бумаге, а на самом деле лежит тот боец там, где его захоронили сослуживцы. Поисковые отряды до сих пор поднимают останки в полях и лесах. Все весьма условно. Даже если вы найдете захоронение с именем вашего бойца, не факт, что он там лежит.

Ищите и обрящете, стучите и отверзется

Ольга, спасибо вам огромное за пояснения. Я впервые произвожу поиск, поэтому очень мало знаю.

Панькова Ольга wrote: Если бы вы знали сколько ошибок и неточностей в донесениях. 170 сд - это конечно же ошибка либо писаря, либо оператора, вводившего текст (это тоже бывает). Донесения о потерях составлялись задним числом, иногда и спустя год. Кто там помнил что и с кем случилось. Если проводили разведку переправ, мог и утонуть, вот вам и пропал без вести. Не вернулся с разведки, например. Искать в захоронениях то

Здравствуйте
Еще один боец числился пропавшим в этот день 26 августа
Фамилия Добровольский
Имя Юрий
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Место рождения г. Вологда, ул. Чернышевского, 27
Последнее место службы 140 сд
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 26.08.1943
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 970
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55299131
на него имеется донесение госпиталя
Фамилия Добровольский
Имя Юрий
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1925
Место рождения г. Вологда
Дата и место призыва Вологодский ГВК, Вологодская обл., г. Вологда
Последнее место службы 65 А 1283 сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 07.09.1943
Первичное место захоронения Орловская обл., Севский р-н, п. Зайцевский-1, братская могила
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 737
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=3199452
Интересно,что в донесении госпиталь пишет местом службы совсем другую дивизию.Можно предположить ,что бойца будучи раненным, привезли в госпиталь другой части.Может быть и с вашим случилось нечто подобное?

Спасибо за ответ!
Я провела поиск на сайте по погибшим и выбывшим 26 августа 1943 года. Потом сузила поиск до тех,кто погиб 26 августа в Рождественском Севского района. Таких 3 человека ,все из других дивизий, но мой прадед был где-то с ними.
Нашла места захоронений тех,кто убит и вижу их имена на памятных досках.
Попробую написать по адресам захоронений, чтобы по возможности добавили имя и моего родного.

Вот те кого я нашла:
Самигулин Хурмат Ахматович
Поименный список захоронения
Дата рождения: __.__.1911
Воинское звание: сержант
Дата выбытия: 26.08.1943
Страна захоронения: Россия
Регион захоронения: Брянская обл.
Место захоронения: Севский р-н, п. Рождественский (Новая Улица), братская могила
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_zahoronenie90464367/?b...рождественский&

Минигалимов Мирзагазит Миникалиевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1909
Место рождения: Татарская АССР, Октябрьский р-н, с. Фимкино
Дата призыва: Пскентский РВК, Узбекская ССР, Ташкентская обл., Пскентский р-н
Воинское звание: красноармеец
Последнее место службы: 69 сд
Дата выбытия: 26.08.1943
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Орловская обл., Севский р-н, д. Рождественский, севернее

Ветчинкин Федор Матвеевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1901
Место рождения: Воронежская обл., Борисоглебский р-н, с. Калмык.
Дата призыва: Каршинский РВК, Узбекская ССР, Бухарская обл., Каршинский р-н
Воинское звание: красноармеец
Последнее место службы: 69 сд
Дата выбытия: 26.08.1943
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Орловская обл., Севский р-н, д. Рождественский, севернее

___
Не могу понять как мне действовать дальше. Есть ли какие-то поисковые отряды в тех краях, где пропал мой прадед. Может у них есть форумы или какие-то дополнительные данные.

Напишите в своем поисковике - Севский район поисковые отряды и сразу найдете кучу информации. Один из поисковых отрядов - 65 армия,
Вот сайт поисковиков Брянский фронт
https://bryanskfront.mybb.ru/
Пообщайтесь с ними. Только вот что я вам скажу - У ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ НЕТ МОГИЛ.

Ищите и обрящете, стучите и отверзется

Панькова Ольга wrote: Ищите и обрящете, стучите и отверзется

- буду искать. Спасибо! Написала всем известным форумам, также нашла новость, что в 2020 году нашли котелок в "нужных нам" краях с подписью бойца "Докукин Петр Яковлевич", но единственный Докукин П.Я. который известен погиб в ином месте. Вдруг это ошибка в фамилии и это наш Петр Яковлевич?
Спасибо! Продолжаю поиски.
Надеюсь, что останки найдут. Также сама собираюсь в те места как только отпуск будет, это 6 часов от моего дома, не так уж и далеко...

Татьяна Маркова wrote: Панькова Ольга wrote: Ищите и обрящете, стучите и отверзется

- буду искать. Спасибо! Написала всем известным форумам, также нашла новость, что в 2020 году нашли котелок в "нужных нам" краях с подписью бойца "Докукин Петр Яковлевич", но единственный Докукин П.Я. который известен погиб в ином месте. Вдруг это ошибка в фамилии и это наш Петр Яковлевич?
Спасибо! Продолжаю поиски.
Надеюсь, что останк


Здравствуйте!

С найденными вещами нужно быть осторожнее. Это ни о чем...

Мог солдат и вернуться. Просто потерять. Всякое бывало... Война.....

Найдите в соц. сетях Максима Волкова. Свяжитесь с ним. Я ему много помогала в поиске родных . Он из Брянска.

https://vk.com/id58203924

Жизнь – это одна из удивительнейших загадок природы. У людей разное отношение к жизни, поэтому и живут все по – разному.
НЕ надо мстить - Мудрее будьте. Зачем вам горе от ума?!

Спасибо вам большое, написала ему вконтакте!

Мне на героико-патриотическом форуме помог эксперт написать более грамоотно путь бойца. Копирую.

призван по мобилизации 8 июля 1941 года Шумячским (по другим данным – Рославльским) РВК Смоленской области.

Где и кем служил и воевал в 1941 году – неизвестно.

К середине апреля 1942 года – в рядах переменного состава 2-й роты Распределительного батальона 186-го запасного стрелкового полка 43-й армии Западного фронта, откуда 7 (по другим данным – 18) апреля 1942 года в составе маршевого пополнения выбыл в распоряжение командования 126-го отдельного дорожно-строительного батальона. В данный период младший сержант по воинскому званию. Источники – ЦАМО: 8478, оп. 213131, д. 3, л. 216об; ф. 8478, оп. 213131, д. 6, л. 105.

К началу мая 1942 года – младший командир в рядах личного состава 3-го стрелкового батальона 451-го стрелкового полка 64-й стрелковой (впоследствии – Могилёвская орденов Суворова и Кутузова) дивизии (II ф) Московского военного округа, откуда в первой половине мая 1942 года в составе воинской команды численность в 61 человек выбыл в чувашский посёлок Вурнары в распоряжение командования 359-го запасного стрелкового полка 14-й отдельной запасной стрелковой Чебоксарской бригады Московского военного округа. Однако с 15 мая 1942 года – в рядах переменного состава дислоцировавшейся в Чебоксарах 38-й отдельной запасной сапёрной роты всё той же 14-й отдельной запасной стрелковой Чебоксарской бригады, с 17 июня – вновь 359-го запасного стрелкового полка, а с 30 июня 1942 года – вновь 38-й отдельной запасной сапёрной роты. Источники – ЦАМО: ф. 856 оп. 105610с, д. 15, л. 26об; ф. 856 оп. 105610с, д. 17, л. 499; ф. 856 оп. 105610с, д. 25, лл. 6, 7об и 74.

К августу 1943 года – в рядах переменного состава дислоцировавшегося в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) 3-й автоматной роты (она же – 3-я рота автоматчиков) 3-го стрелкового батальона 192-го запасного стрелкового полка 1-й отдельной запасной стрелковой Горьковской бригады Московского военного округа, откуда 8 августа 1943 года в составе маршевого подразделения выбыл в распоряжение командования Центрального фронта (II ф) для доукомплектования соединений и частей 13-й и 70-й общевойсковых армий и по прибытию на место был назначен командиром отделения в 283-й стрелковый Красноуфимский (впоследствии – вдобавок орденов Суворова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды) полк 140-й стрелковой Сибирской (впоследствии – вдобавок Новгород-Северская ордена Ленина, дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова) дивизии (IV ф) 19-го стрелкового корпуса (III ф) 70-й армии Центрального фронта (II ф). Источник – ЦАМО: ф. 8486, оп 137370, д. 22, л. 140.

Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 970, л. 93), пропал без вести 26 августа 1943 года.

Из Журнала боевых действий 283 сп следует, что:
- 26 августа 1943 года полк совершал марш по маршруту Красный Клин – отм. 228.0 (её достиг в 12.00) – роща, что в 1 км южн. Евдокимовка – Потехин – Новая Стинцовка – Заголубнице – Лесовой – Маркино (сюда прибыл в 17.00). К 20.00 полк укрылся в роще, которая находилась в полукилометре западнее населённого пункта Покровский, где «приводит себя в порядок, открывает щели для укрытия личного состава».
В течение 27 августа полк якобы потерь не имел. И в это же день 283 сп осуществил разведку переправ в районе населённого пункта Рождественский (это недалеко от Красный Клин, что в Орловской области) и достиг предместий населённого пункта Стрелецкое, находившихся в километре восточнее последнего.

А 28 августа 283 сп, «преодолевая огневое сопротивление противника», продолжал сосредотачиваться в окрестностях населённого пункта Рождественский. Потери: убитых нет, но четырнадцать военнослужащих получили ранения различной степени тяжести в ходе вражеского авиаудара…

Увековечен в Книге Памяти Смоленской области – т. «Хиславичский район. Шумячский район», стр. 388, но с искажением последнего места службы – как якобы «ком. отделения 283 сп [стрелковый полк] 170 сд [стрелковая дивизия] 50 А [армия]», а не командир отделения 283-го стрелкового Красноуфимского (впоследствии – вдобавок орденов Суворова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды) полка 140-й стрелковой Сибирской (впоследствии – вдобавок Новгород-Северская ордена Ленина, дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова) дивизии (IV ф) 19-го стрелкового корпуса (III ф) 70-й армии Центрального фронта (II ф)…

 

Номер карты в Сбербанк: 4276 6200 3036 4024


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.154 сек