Открытие второго фронта в Нормандии и его влияние на развитие военных действий на советско-германском фронте
В конце мая 1944 г. количество соединений союзников для высадки в Нормандии составляло порядка 80 дивизий: из них 32 пехотные, девять танковых и шесть дивизий ВВС дислоцировались южнее рубежа Лондон — Ливерпуль; 16 пехотных, три танковые и одна дивизия ВВС располагались в Средней Англии; еще шесть крупных соединений дислоцировались в Шотландии. Они насчитывали 156 тыс. человек (в составе только первой волны) и более 10 тыс. боевых и 2300 транспортных самолетов. Всего же до начала августа планировалось перевезти 2800 тыс. человек войск и служб обеспечения. Немецкие войска в Нормандии составляли от 415 тыс. до 528 тыс. человек, помимо этого на территории Франции находились 900 тыс. военнослужащих вермахта, 2200 танков и 2300 самолетов.
На побережье немцами была выстроена оборонительная линия — так называемый Атлантический вал. При возведении оборонительных сооружений первостепенное внимание уделялось большим портам и наиболее угрожаемым для прорыва участкам побережья. Активные работы по его укреплению развернул командующий немецкой группой армий «В» в Северной Франции генерал Э. Роммель, занявший эту должность в январе 1944 г. По его настоянию были сооружены 15 тыс. укреплений и других многочисленных препятствий, а также разработанные им проволочные укрепления, получившие среди немецких солдат название «спаржа Роммеля». К июлю 1944 г. «Организация Тодта» привлекла около 140 тыс. иностранцев из оккупированных стран и 16 тыс. немцев для сооружения Атлантического вала. К началу высадки союзников на Западном побережье были возведены 12 247 укреплений, а в районе французского Средиземноморья — 943 оборонительных сооружения. Для воспрепятствования массовой высадке десанта и изменения направления главного удара союзников в выгодных для немцев направлениях было закреплено около 500 тыс. береговых препятствий и заложено 6,5 млн мин.
Но превратить вал в непреодолимое препятствие Роммелю не удалось. Незадолго до высадки союзников в разговорах со своим окружением он не скрывал: «Для начала — это не совсем «вал»! Судите сами — по-настоящему мощные укрепления построены только вдоль Английского канала. Но здесь они и не собираются высаживать десант. Когда я только приехал и отправился в первую инспекционную поездку, я испытал потрясение оттого, как ничтожно мало было на самом деле здесь сделано. Несколько крупных фортификационных сооружений — да, это есть, но в целом — это самая заурядная система линейных укреплений без эшелонирования в глубину... Все опорные укрепления разнятся по силе и располагаются на большом расстоянии друг от друга, преимущественно в устье реки и в естественных гаванях так, что не может быть и речи о перекрывании секторов и огневом взаимодействии дотов и дзотов. На незащищенных пространствах между ними нет абсолютно ничего! Только несколько открытых позиций береговой артиллерии, которые будут уничтожены первым же бомбовым ударом. Так что я не строю никаких иллюзий по поводу наших ближайших перспектив. Если мы не используем единственный шанс и не опрокинем противника в первые же несколько часов после высадки... и позволим ему захватить плацдарм, значит потерпим поражение, а вместе с ним безоговорочно проиграем и всю кампанию... Я прекрасно знаю истинную прочность оборонительных порядков Атлантического вала. Она везде различна». Слова Роммеля подтверждали американские военные историки, которые в 1945 г. отмечали: «Система укреплений была совершенно недостаточна», а из средств обороны подавляющее число составляли пулеметы и легкие орудия
Другой предпосылкой успеха союзников были действия сил движения Сопротивления во Франции, чьи удары планировалось синхронизировать с высадкой десанта. Важное значение имели создание «Свободной Францией» временного Национального собрания в ноябре 1943 г. в Алжире и провозглашение временного французского правительства за несколько дней до вторжения союзников. Использование французских войск на фронте десанта и в немецком тылу также отвечало личным интересам У. Черчилля, ответственного за операцию. Лишь после сложных переговоров с Ф. Рузвельтом британскому премьер-министру удалось добиться участия нескольких французских соединений (в том числе 2-й танковой дивизии под командованием Ж. Леклерка).
Командующий союзными экспедиционными силами Д. Эйзенхауэр ожидал от французского движения Сопротивления серьезного участия в операции «Оверлорд». Перед вторжением оно должно было сообщать информацию о передислокациях частей и препятствовать перемещениям подвижных частей оккупантов в Нормандии. Союзное командование также имело несколько планов дезорганизации тыла немцев во Франции к дню «Д»: план «Грюн» предусматривал еще перед вторжением разрушить 570 железнодорожных узлов и станций на 30 главных направлениях, план «Шильдкротен» — нарушение линий связи, подрыв мостов и виадуков. Важную роль сыграла и дезинформация англо-американского командования о месте высадки (Па-де-Кале) и ее командующем (Дж. Паттон). Как бы то ни было, высадка союзных войск и их скорое продвижение в глубь французской территории явились важнейшими слагаемыми успеха Нормандской операции.
5 июня 1944 г. в 21 час 15 минут в эфире Би-би-си прозвучал условный сигнал к началу высадки союзников утром следующего дня — первые строфы стихотворения П. Верлена об осени. Командующий немецкой группой армий «Запад» генерал Г. Рундштедт знал об этом, но до последнего момента не верил тревожным донесениям разведки. В соответствии со сценарием, разработанным А. Гитлером в конце декабря 1943 г., Рундштедт привел в боевую готовность 15-ю, а не 6-ю армию, в зоне ответственности которой в действительности произошла высадка. Как полагало ОКВ, союзникам требовалось пять дней на вторжение; а командование люфтваффе считало, что союзникам для этой цели потребуются две недели хороших метеоусловий.
Высадка союзных войск началась 6 июня 1944 г. на пяти основных участках: «Омаха», «Юта», «Джуно», «Суорд», «Голд». Для проведения операции в общей сложности использовалось 6480 судов, в том числе 4126 (3261 британский и 865 американских) десантных кораблей и 1092 (890 британских, 150 американских и др.) военных корабля всех видов и классов. Наземной высадке предшествовал воздушный десант в составе 101-й и 82-й воздушно-десантных дивизий США и 6-й воздушно-десантной дивизии Великобритании.
К концу 6 июня, несмотря на проблемы, возникшие на участке «Омаха», союзникам удалось закрепиться на всех пяти участках высадки морского десанта и доставить на побережье 155 тыс. солдат и 16тыс. единиц боевых машин. Вопреки ожиданиям, потери союзников оказались относительно незначительны: 6 тыс. американцев, 3 тыс. британцев и канадцев.
К исходу 12 июня в результате успеха десантных операций союзники создали на французском берегу плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 13—18 км в глубину. В течение последующих шести недель десант вел тяжелую борьбу за расширение плацдарма, обеспечение транспортировки и сосредоточения крупных группировок войск для создания решительного превосходства в силах и средствах на восточном и южном направлениях. Этот процесс затянулся дольше, чем предполагалось, главным образом вследствие плохих метеоусловий, которые неоднократно прерывал и движение через Ла-Манш транспортных судов с людскими и материальными ресурсами. Только к концу июня плацдарм союзников достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину. Там было оборудовано 23 аэродрома; численность англо-американских войск составляла 875 тыс. человек.
Хотя операции и развивались с отставанием от графика, союзники все же сумели накопить такие силы, которые впоследствии позволили им не только наверстать упущенное время, но и превзойти намеченные ранее темпы наступления.
В этой обстановке противник возлагал все свои надежды на тактику Роммеля, заключавшуюся в сосредоточении всех сил на удержании береговых укреплений. Когда же выяснилось, что береговые укрепления не в состоянии предотвратить захват и расширение союзниками плацдармов, то у немцев не оказалось никакого другого способа борьбы с создавшейся угрозой. Командующий группой армий «Запад» генерал Г. Рундштедт стремился исправить ошибки своего подчиненного и через несколько недель после высадки попытался создать в своем тылу подвижную танковую ударную группу, однако было уже поздно. Гитлеровцы вынуждены были ввиду недостатка пехоты использовать свои танковые части в чисто оборонительных целях.
Помимо недостатка в пехоте важнейшей причиной поражения противника в Нормандии стала реальная угроза району Па-де-Кале со стороны союзников. Она помогла союзникам уже тем, что ввела противника в заблуждение относительно истинных целей приготовлений и районов вторжения. Эта угроза сохранялась и после 6 июня, сковывая немецкие войска в районе восточнее р. Сены в то время, как союзники накапливали силы к западу от этого района. Если бы 15-я германская армия была введена в сражение в июне или июле, то она, имея численное превосходство, могла бы разгромить высадившиеся к тому времени англо-американские дивизии. Однако она оставалась в бездействии в течение всего критического периода кампании. Лишь когда прорыв уже совершился, ее пехотные дивизии были брошены на запад через р. Сену, но было слишком поздно — это уже не могло повлиять на развитие событий.
Из других районов Франции в Нормандию перебрасывались некоторые подкрепления, но это происходило с такой медлительностью, что накопление сил противника в районе боев в течение первых шести недель кампании составляло в среднем всего около половины дивизии в сутки. К 16 июня противник сумел ввести в бой только четыре танковые дивизии, а к 19 июня были подведены еще шесть ближайших пехотных дивизий. Причинами тому стали активные действия французских партизан на немецких транспортных коммуникациях и начинавшееся вскоре наступление Красной армии в Белоруссии и на Украине (операция «Багратион»), которое осуществлялось по заранее достигнутой договоренности с союзниками. Оценивая влияние мощного удара Красной армии на советско-германском фронте летом 1944 г., американский дипломат Ч. Болен писал: «Советы честно выполнили свои обязательства в соответствии с договоренностью и начали свое наступление тогда, когда оно оказало реальную помощь союзникам».
Подкрепления противника в Нормандию стали прибывать из более отдаленных районов лишь в начале июля, когда масштаб операций союзников уже определился. Их переброска была затруднена активными действиями союзной авиации и французских сил Сопротивления. К середине июня немцы подтянули в этот район буквально всё, что имели на территории Западной Европы: из Бретани, Юго-Западной и Западной Франции, Голландии, Польши и Норвегии. Лишь 15-я армия все еще ожидала в районе Па-де-Кале нового вторжения союзников, которое так и не состоялось.
Своими непрерывными ударами по объектам в немецком тылу авиация союзников дезорганизовывала работу тыла противника, что, несомненно, способствовало успеху прорыва. В связи с этим генерал-фельдмаршал Рундштедт доносил в ставку Гитлера, что союзническая тактическая авиация господствовала не только над главным районом боя, но и на подступах к нему на глубину более 160 км. Подавляющее превосходство в воздухе сохранялось, несмотря на отвлечение значительной части союзной авиации для организации борьбы с «Фау-1» (самолеты-ракеты), а впоследствии и с «Фау-2» (баллистические ракеты), нацеленными главным образом на Лондон.
Немецкие войска, с которыми соприкасались части союзников, были самого различного качества. Значительно боеспособнее других выглядели танковые дивизии СС и парашютные части. Слепая вера в конечную победу нацистов все еще была достаточно высока: они фанатично дрались как в наступлении, так и в обороне. В пехотных дивизиях боеспособность и моральное состояние личного состава были значительно ниже, тем не менее многие немецкие солдаты и офицеры видели в Гитлере единственную надежду Германии и считали, что лучше погибнуть в бою, чем дожить до повторения 1918 г.
Борьба, имевшая место в период расширения плацдармов, приняла на британском участке фронта форму тяжелых затяжных боев у г. Кан. Здесь противник сосредоточил свои основные силы в то время, как 1-я американская армия пробивала себе путь для захвата порта Шербур, перегруппировывала силы и укрепляла свои позиции на юге.
Для германского командования было жизненно важно не допустить союзников в бассейн р. Сены и сохранить речные переправы для подвоза подкреплений и материальных средств своим дивизиям, расположенным в Нормандии. Кроме того, немцы опасались удара на Париж, который мог отрезать все силы вермахта, находящиеся к западу от этого города. Удержание бассейна р. Сены было важно и потому, что немцы предвидели угрозу Гавру, являвшемуся незаменимой базой для немецких морских сил, действовавших на подступах к району высадки десанта. Этот район был важен для вермахта и в связи с расположенными в нем пусковыми установками «Фау-1». Немцы рассчитывали, что союзники будут стремиться захватить его, чтобы снять угрозу обстрела Великобритании самолетами-ракетами, и таким путем выйдут на главную группировку немецких войск. Несмотря на то что кульминация обстрела Южной Англии «оружием возмездия» прошла, эти удары доставляли британцам серьезное беспокойство. Так, по оценке британских служб, потери Англии от этого оружия к 17 сентября 1944 г. составили 5850 убитыми, 40 300 ранеными. Но, пожалуй, важнейшей причиной было то, что командование вермахта хотело предотвратить возможность соединения уже высадившихся войск союзников с теми, которые, как оно ожидало, десантируются в районе Па-де-Кале.
12 июня пал Карантан, а 26 июня капитулировал гарнизон Шербура. По мнению Роммеля, с момента, когда Шербур оказался в руках союзников, ликвидация их плацдарма стала невозможной. Тем самым потерпела крах его тактика: полагаться на бетонный вал для отражения вторжения еще у самой береговой полосы. В течение последующих нескольких недель немцы под руководством фон Рундштедта делали отчаянные попытки создать мобильную ударную силу, необходимую для гибкой обороны, но было уже поздно.
Неспособность противника после первоначального успеха десантных операций союзников создать достаточно сильный резерв, чтобы сбросить союзников в море, стала очевидной в боях в британско-канадском секторе. В то время когда 5-й американский корпус продвигался в глубь страны от своего плацдарма в Кальвадос, 2-я британская армия вела тяжелые бои в районе Тилли с двумя танковыми дивизиями, составлявшими ядро сил оборонявшегося противника. Прибывавших к нему подкреплений было явно недостаточно.
28 июня 8-й английский корпус создал плацдарм примерно 3600 м в ширину и 900 м в глубину на другом берегу р. Одон близ Мондренвиля. Теперь противник уже ввел в бой большую часть из восьми танковых дивизий с целью задержать наступление союзников, перерезать коридор к северу от реки и ликвидировать плацдарм на своем берегу. Однако союзники, несмотря на плохую погоду, мешавшую авиации осуществлять эффективную поддержку войск, держались прочно. Отборные части танковых войск СС не сумели их сбить.
Тем не менее продвижение союзников на востоке было приостановлено, так как в секторе Кана были сосредоточены основные силы противника. Использовав его просчеты и внеся соответствующие коррективы в план операции, союзное командование бросило американские войска для прорыва на западе. По приказу Б. Монтгомери 2-я английская армия продолжала в течение июля оказывать непрерывное давление на противника, сковав тем самым немцев на востоке и не позволив им перебрасывать силы на запад. На полуострове Котантен американские войска одновременно с силами, которые высадились к востоку от р. Вир, продолжали прокладывать себе путь на юг, стремясь овладеть территорией, необходимой для создания группировки и подготовки (к концу месяца) к прорыву германских оборонительных позиций.
70 лет назад. Открытие второго фронта в Нормандии и его влияние на развитие военных действий на советско-германском фронте
Категория:

