область рождения:
Татарская АССР, Высокогорский р-н
место службы:
27 запас. авиац. бр., Южно-Уральский ВО
причина выбытия:
погиб в авиационной катастрофе
обл. выбытия:
Оренбургская (ранее Чкаловская) обл.
место выбытия:
г. Бузулук и/или с. Тоцкое, в районе
Комментарии
Re: ШАКИРОВ ГАРАЙ ШАКИРОВИЧ
https://obd-memorial.ru/html/search.htm?f=P~%D0%A8%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%...
https://obd-memorial.ru/html/search.htm?f=P~%D0%A8%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%...
1. УТОЧ Шакиров Гарей Шакирович 23.11.1943
2. ИСКЛ Шакиров Гарей Шакирович __.__.1919 23.11.1943
3. КП ШАКИРОВ ГАРАЙ ШАКИРОВИЧ __.__.1919 __.__.1943
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74354441
Информация из приказа об исключении из списков
ID 74354441
Фамилия Шакиров
Имя Гарей
Отчество Шакирович
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Последнее место службы 27 запас. авиац. бр.
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 23.11.1943
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 563783
Номер дела источника информации 46
Должность: слушатель-штурман 27 запасная авиационная бригада дальнего действия. Погиб при катастрофе самолета 23.11.1943.
27 запас. авиац. бр. базировалась в г. Бузулук Чкаловской (ныне - Оренбургской) обл. Южно-Уральского военного округа (ЮжУрВО, Южно-Уральский ВО).
Отец: Мухамадиев Шакир, проживал: Высокогорский р-н, д. Тат Айша (Татарская Айша)
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75539678
Информация из документов, уточняющих потери
ID 75539678
Фамилия Шакиров
Имя Гарей
Отчество Шакирович
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия погиб (пропал без вести)
Дата выбытия 23.11.1943
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 594258
Номер дела источника информации 33
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410303305
Информация из Книги Памяти
ID 410303305
Фамилия ШАКИРОВ
Имя ГАРАЙ
Отчество ШАКИРОВИЧ
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Дата выбытия __.__.1943
Название источника донесения Память. Республика Татарстан. Том 8
Родился – с. Татарская Айша. Моб. Высокогорским. Л-т. Погиб 1943 г.
С. Татарская Айша с 10.08.1930 г. в Арском, с 10.02.1935 г. в Высокогорском, с 01.02.1963 г. в Арском, с 12.01.1965 г. в Высокогорском районах.
Re: ШАКИРОВ ГАРАЙ ШАКИРОВИЧ
27 запасная авиационная бригада авиации дальнего действия.
Приказом НКО в марте 1942 г. была организована 27-я запасная авиационная бригада авиации дальнего действия (АДД) с местом базирования в г. Бузулук Чкаловской (ныне – Оренбургской) области. Бригада имела своим назначением готовить для действующей армии экипажи, летающие ночью. Уничтожение крупных авиационных баз, учебных центров, разрушение объектов авиационной промышленности, нефтепромыслов и заводов, производящих горючие материалы, возлагалось на дальнебомбардировочную авиацию, в отличие от истребительной авиации, перед которой ставилась задача вести борьбу с вражескими самолетами в воздухе.
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2017/2017_3_111_115.pdf ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ К ПОЛЕТАМ В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 2017 г. А.В. Федорова.
https://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/vaulin-dmitriy-petrovi... Воспоминания Ваулина Дмитрия Петровича. Опубликовано 21 июля 2006 года.
«….Другую группу - из 60 человек - отправили в Бузулук. Это было в июне 1942 года.
Там была 27-я запасная авиационная бригада, авиация дальнего действия. Было два полка. Один непосредственно в Бузулуке (между Чкаловым и Куйбышевым), в голой степи. Второй полк находился в селе Тоцкое. В Тоцком был дневной полк на самолетах "ДБ-3А", а в Бузулуке был ночной полк на самолетах "Ил-4".
Сначала надо было переучиться на "ДБ-3А", летать днем в простых и сложных условиях по приборам. Только после этого можно было перейти в Бузулук на самолет "ИЛ-4" и осваивать ночную подготовку.
Мы приехали в Бузулук, и нас направили в Тоцкое. Там были землянки длиной по 100 метров, обнесенные колючей проволокой. Домики для командиров (мы не говорили "офицер", а "командир") были сборно-щитовыми. Летная столовая была в одной из землянок. А за колючей проволокой было маленькое озерцо - комариное, малярийное место. Около нашей землянки была парашютная вышка. Мы прыгали с этой вышки и с разбега и без разбега - как угодно. В землянках были двухэтажные нары и глиняная крыша. Там росли кривые дубки, они и были строительным материалом. Замесы делали из глины и соломы, ими и покрывали крышу….
….Аэродром находился примерно в километре от землянок, за железной дорогой. Там были самолеты "ДБ-3А". На них уже были моторы М-87 с воздушным охлаждением, с олеопневматической системой уборки и выпуска шасси и закрылков. Было два крана рядом - там и масляная система, и воздушная система. Что интересно, моторы работали на касторке, касторовом масле. (А касторовое масло отмывать с планера - мука. Его брала только горячая вода с мылом, никакой бензин его не брал.) Клапанные коробки набивали кутумом (это такая тугоплавкая смазка).
Вместо штурмана впереди сидел инструктор, потом летчик и дальше стрелок-радист.
Мы изучали самолет. Копали щели.
В запасном полку собирались и курсанты, и те, кого сбивали, так называемые "безлошадники". Офицерские аттестаты были на 1100-1300 рублей, а наши курсантские на 60 рублей. Но даже те, кого сбивали, кто пережил этот стресс, все равно рвались обратно на фронт. Не без исключений, конечно. Некоторые старались укрыться - в душу ведь к каждому не залезешь, чтобы узнать, о чем он думает….
…Стали формировать экипажи. Скажем, сержант Ваулин - командир корабля, а сержант Новиков - штурман корабля. И мы с Новиковым должны были летать вместе - сначала днем, на одном аэродроме, потом пойти на ночные полеты в Бузулуки. А уже потом с Новиковым и со стрелком-радистом должны лететь на фронт.
Штурманы приходили или из других училищ, или сбитые "безлошадники". Экипажи формировали так, что ко мне - сержанту штурманом ставили тоже сержанта. К капитану - штурманом капитана.
Инструктором у меня был нудный-нудный лейтенант Гайдюков, в последствии он стал полковником, командиром полка в Орше.
Начали летать. От "СБ" этот самолет, конечно, отличался - был потяжелее. У самолетов была пневматическая система, две рукоятки управления закрылками. Когда самолет садится в конце пробега, надо убрать закрылки. И если летчик или курсант вместо закрылков нажимает на рычаг уборки шасси, самолет - на пузо. Ну что поделаешь? Конструкторы хотя бы они установили эти рычаги подальше друг от друга, разделили бы. Но на "ДБ-3А" две рукоятки были сделаны рядом, а на "Ил-4" уже сделали немножко впереди, там уже был М-88, и масло минеральное, и кутума не было. В принципе, он был неплохой, но опять-таки - связи нет.
У нас была программа: полеты и по приборам, и в облаках по маршруту с бомбометанием. Сначала вывозные полеты с инструктором, потом самостоятельные - по кругу в зону уже со своим штурманом. Потом бомбометание - были практические бомбы "П-40", цементные бомбы со взрывателем. Был для этого специальный полигончик и свои маршруты по треугольнику.
Но самое главное - полеты по приборам. На этом самолете ни авиагоризонта, ни автопилота не было, а по приборам надо было летать так, чтобы сохранять направление, выдерживать его по компасу. Показателем крена был "Пионер" со стрелочкой и шариком. И если делаешь вираж, шарик будет в центре, то есть никакого скольжения нет. Стрелочка показывала наклон самолета. Был прибор вариометр, который измерял снижение или подъем в метрах в секунду. Он оттавирован. Один, два, пять, десять метров в секунду. Используя все эти приборы и нужно было летать - направление определять с помощью компаса, горизонтальный полет определять с помощью вариометра, по стрелочке следишь за креном, а если шарик ушел от центра, значит, его надо гнать в центр, чтобы не было никакого скольжения. В общем, по этим трем прибором мы научились свободно летать в облаках.
Я очень быстро освоил эти полеты. До этого начитался книг - "Полеты в облаках" и "Ваши крылья" дочитал до дырок. В общем, был подготовлен к этим сложным полетам.
Веселы был самолет -"двойка". У него подмоторная рама была немножко не отцентрована, немного повернута. Зимой на лыжах взлетаем с инструктором Гайдюковым. Самолет разворачивается на взлете, разворачивается и все - даю газ, а ничего не получается. Опять возвращаемся, снова пытаемся взлететь. Потом развернулись почти на 90 градусов, взлетели. Полеты были по маршруту в облаках - в сложных условиях. Прилетели обратно на аэродром, погода плохая, идет снег. Сели со страхом - весь старт там разогнали. Руководитель полетов, заместитель руководителя полка майор Кливцов выстроил всех:
- Лейтенанту Гайдюкову за такие нарушения восемь суток домашнего ареста! Сержанту Ваулину двое суток строгой гауптвахты. На гауптвахту шагом марш!.....
…..А мы, конечно, стремились попасть на фронт. Бредили фронтом. Сводки смотрели.
Самолеты были занесены снегом, рассредоточены как на фронте. Снабжение было неплохое. Были, конечно, перебои с бензином и с поставкой моторов. В Перми у нас были свои хорошие мастерские, а здесь ничего такого не было, поэтому моторы отправляли неизвестно куда.
Дневную подготовку первые десять человек, и я в том числе, закончили в апреле. Ждали отправку в Бузулук для ночной подготовки. И вдруг прилетают на "СИ-47" "купцы" - майор и полковник с орденами Красного Знамени и Ленина. И нас десять человек (а мы все сержанты, с Ржевского, Смоленского и Ленинградского аэроклубов, и ни лейтенантов, ни капитанов среди нас не было) им представили.
Нас посадили в этот самолет "СИ-47" и направили в Кратово. Самолет летел низко, болтанка была сильная, и одному летчику стало дурно. Сначала сделали посадку в Куйбышеве.
В Кратово аэродром представлял собой бетонную полосу в два километра длинной и двести метров шириной. Вместо землянок и казарм шикарный бывший санаторий ВЦПС. Там комнаты на четверых человек с коврами, шкафами. В летной столовой - белые скатерти, у официанток кокошники. Нас назначили в два полка 45-й дивизии. Был 746-полк и 890-й полк. Пятерых из нас отправили в один полк, пятерых - в другой. Я попал в 890-й полк……»
Re: ШАКИРОВ ГАРАЙ ШАКИРОВИЧ
27 запасная авиационная бригада авиации дальнего действия, Уральский ВО.
2 полка бригады базировались в :
- г. Бузулук, Бузулукский р-н, Оренбургская обл.
- с. Тоцкое, Тоцкое с/п, админ. центр Тоцкого р-на, Оренбургская обл.