Марш памяти в год семьи

М.В. ЧЕРЕПАНОВ,
заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны
в Казанском Кремле, филиалом Национального музея РТ,
член-корреспондент Академии военно-исторических наук.

Формы участия музея в гражданско-патриотическом воспитании молодежи многообразны. В нашем Музее-мемориале Великой Отечественной войны, который расположен в Казанском Кремле, это могут быть:

- обзорные и тематические экскурсии на только что разработанные темы:

«Экспонаты музея – о «белых пятнах» истории войны»; «Начало Великой Отечественной: мифы и факты»; «Уроженцы Татарстана в антифашистском «Сопротивлении»; «Вторая ударная в битве за Ленинград»; «В чем заключался подвиг Джалиля?»; «История поискового движения России и Татарстана»;

- методические совещания завучей по внеклассной работе, работников внешкольного воспитания, руководителей школьных музеев Боевой славы и поисковых отрядов;

- просмотр видеофильмов, снятых в поисковых экспедициях (с комментарием самих поисковиков);

- работа с электронной базой данных «Книга Памяти» по заявкам родственников пропавших без вести;

- организация факультативного курса «Введение в генеалогию (родоведение)», предоставление методических разработок по проведению тематических мероприятий в Год семьи;

- наконец, проведение Марша Памяти по районам Республики Татарстан.

На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее.

Такая форма массовой работы, как Марш Памяти осуществляется в Татарстане еще с начала 80-х годов ХХ века. Инициатором и организатором первых Маршей был автор этих строк в качестве руководителя рабочей группы редакции «Книга Памяти» и командира объединенного отряда «Снежный десант» Татарской АССР.

Цель Маршей тех лет была вполне конкретной: сбор сведений о погибших в годы Второй мировой войны земляках для издания книги «Память». Участвовали в поездках по районам республики старшеклассники и студенты Казани. Они работали в архивах районных военкоматов, отделов пенсионного фонда, районных филиалах государственного архива, в музеях районов, школ и предприятий.

Параллельно выполнялась и работа по розыску родственников тех погибших солдат и офицеров, которые долгие годы считались пропавшими без вести и информация о гибели которых булла найдена поисковиками. Для этого публиковались материалы в прессе, начата акция «Районная газета».

Её цель – публикация в районных газетах республики списков тех солдат и офицеров, уроженцев того или иного района, места гибели которых были установлены по архивам и картотекам военкоматов на местах боев. Оказалось, что даже если солдат был увековечен, например, в Кировском районе Ленинградской области на братской могиле, его адрес имелся в местном военкомате, сама семья зачастую ничего не знала о месте гибели героя.

Даже если извещение о смерти солдата приходило домой в годы войны, оно очень часто было утеряно вместе с информацией о месте гибели. Со смертью вдовы уходила и память о человеке. Между тем, дети, родственники изъявляли желание такую информацию получить, прочитав знакомую фамилию погибшего в газете.

Словом, поисковики взвалили на себя огромную работу по рассылке извещений с фронта полвека спустя после окончания войны. Количество рассылаемых извещений стало измеряться сотнями и росло с ростом базы данных о погибших земляках.

Но одно дело послать извещение о месте гибели солдата по почте, другое – вручить родным лично, в торжественной обстановке. Только так, встречаясь с детьми и сестрами погибших, поисковики понимают по-настоящему смысл своей археологической и архивной работы.

Раздача извещений в торжественной обстановке, непосредственно в районных центрах стала одной из важнейших целей Марша Памяти. Этот процесс нужен не только родным погибшего, но и тем, кто находит. Моральное удовлетворение от таких встреч не заменить никакими суммами и грамотами. Хотя, конечно, отсутствие финансирования Маршей Памяти в 90-е годы ХХ века чуть было не прекратило их проведение. Было время, когда студенты и школьники ездили по районам в зимние походы на деньги родителей, не надеясь на компенсацию.

Значение поисковой работы в Маршах Памяти трудно переоценить. По большому счету это восстановление семейных уз хотя бы на уровне документа. Возвращение в семью доброго имени защитника Отечества.

В ходе поиска также велась переписка с сельсоветами и районными администрациями, велся поквартирный телефонный опрос.

Телефонный опрос, в свою очередь, имел также несколько задач:

1) найти родственников уже найденных солдат и пригласить их для вручения документа-извещения;

2) узнать у жителей района – есть ли у них в семье погибшие, пропавшие на фронте, сверить, есть ли упомянутые фамилии в нашей базе данных;

3) если таковые есть – проверить, нет ли в нашей базе сведений о том или ином человеке, если нет – заполнить анкету-заявку на розыск;

4) в случае, если фамилий названного погибшего или пропавшего в нашей базе данных нет – занести его под особым примечанием – «сведения от родственников» для дальнейшей перепроверки и занесения в книгу «Память»;

5) параллельно задавался вопрос о том, есть ли в семьях граждане, ставшие жертвами политических репрессий или процесса «раскулачивания»;

6) позднее начался сбор и для книги «Они вернулись с Победой».

Результаты социологического опроса по телефону в Казани.

Сделано 217 звонков, согласилось отвечать на вопросы 200 чел. (100 %).

Ответили:

- в семье нет родственников, не вернувшихся с войны - 116 чел. (58 %).

- есть родственники, погибшие на войне, но ничего не могут о них сказать - 29 чел. (14,5%).

- знают конкретное место гибели родственников на войне - 21 чел. (10,5 %).

- родственники пропали без вести, нужна помощь в розыске места гибели - 34 чел. (17 %). При этом заполнено заявок на розыск 37 погибших.

Вывод: каждая шестая семья в Казани, имеющая телефон, нуждается в помощи поисковиков. В сельских районах этот процент гораздо выше.

Со временем у участников Марша Памяти появлялись новые задачи и формы работы, новые объекты изучения. Студенты и школьники поисковых групп изучали:

- книги регистрации смерти в ЗАГСах с целью определения захоронений на территории республики умерших от ран красноармейцев. В результате создана база данных на более чем 5 тысяч фамилий;

- пенсионные дела вдов в районных архивах Пенсионного фонда – цель – выяснить, какая информация о погибших имеется на извещениях с фронта, которые попали не в военкоматы, а в пенсионные отделы. Нередко именно в этих документах удавалось найти сведения о месте гибели солдата, хотя многие родные считали его погибшим неизвестно где. И напротив – сверяя записи из пенсионных дел с базой данных, мы понимали – кому нужно сообщить о только что найденном месте гибели солдата. Если он считался до этого пропавшим без вести – выписывали адрес вдовы;

- с началом проекта «Они вернулись с Победой» круг поиска значительно расширился: нужно было собрать данные обо всех, кто вернулся с фронта живым начиная с 1945 года. Мы убедились, что списки фронтовиков никто никогда не создавал в полном виде. Никакая статистика о выживших не велась. Между тем нужно было узнать не только о боевой биографии фронтовика, но и о его производственной послевоенной деятельности, наградах, дате и месте смерти и захоронения;

- нередко объектом изучения становились экспонаты районных, производственных и школьных музеев – документы, письма с фронта, фотоальбомы, мемуары ветеранов и труды краеведов-историков, изданные малым тиражом в районных газетах.

Один из последних Маршей Памяти был проведен в январе 2008 года. Поисковая группа Музея-мемориала Великой Отечественной войны 10 января побывала в Алексеевске, 11 января – в Черемшане, а 26 января – в Зеленодольске.

В Марше кроме сотрудников музея приняли участие зам. директора республиканского центра «Патриот» Н. Ярцева, поисковая группа казанской школы № 170, члены поисковой группы «Книга Памяти» и даже школьный инструментальный ансамбль из Казани «Живые».

15 участников Марша Памяти выступили перед 450 слушателями, вреди которых были учащиеся, директора школ, учителя, краеведы, журналисты, ветераны, родственники погибших солдат.

Восьми семьям погибших бели вручены документы у смерти красноармейцев, считавшихся до сих пор пропавшими без вести.

Так, например, поисковики вручили жительнице Зеленодольска Адиятовой Таскире Ярхаметдиновне документ о смерти в плену ее родственника Гайнуллина Нуртдина из с.Кадеево. Он попал в плен в боях под Синявиным 29 сентября 1942 г. и умер в лагере для военнопленных 16 ноября 1944 г. в м. Сандбостель в близ Гамбурга в Германии.

Подобных документов было еще 5. Эти сведения получены от организации Саксонские мемориалы из Дрездена. В списках более 1700 наших земляков, умерших в плену в годы Второй мировой войны. Есть в нем 15 уроженцев только Зеленодольского района, чьих родственников еще предстоит найти.

Во время встречи разговор шел о том, что в Год семьи мы обязаны вспомнить в первую очередь о своих дедах и прадедах, защищавших Отечество.

25 лет проведения Маршей Памяти показывают, что это одна из наиболее эффективных форм массовой работы Музея-мемориала. Она с одной стороны доказывает жителям Татарстана важность существования музея войны, поисковой работы как таковой, с другой стороны – привлекает новые поколения поисковиков к конкретной интересной, полезной и познавательной деятельности. Дает им возможность проявить себя в общественно полезном труде. А значит, воспитывает новые поколения патриотов.

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.075 сек