АЛЕКСАНДРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Умер(ла) в госпитале
Учетные данные
г.р.: 
1909
область рождения: 
Татарская АССР, Шереметьевский р-н
место рождения: 
с. Оша (г. Казань?)
РВК: 
Шереметьевским РВК (Казанским ГВК?)
звание: 
ст. сержант
должность: 
номер артиллерийского расчета бронепоезда №8
место службы: 
Бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих», 12 А, Южный фронт
день выбытия: 
18
месяц выбытия: 
1
год выбытия: 
1942
причина выбытия: 
умер от ран
обл. выбытия: 
Воронежская обл.
место выбытия: 
г. Борисоглебск
опись: 
18004
дело: 
806
лист: 
17
госпиталь: 
ЭГ 2626
прим.: 
1 (ЦАМО)

Используемые сокращения
0 - сведения районных военкоматов, 1 - Центральных архивов МО РФ, 2 - с места гибели и от поисковых отрядов,. 3, 5 - от родственников и из других источников, К - из книг Памяти других регионов, И - из интернета, П в прим.- плен,. Г - карточка немецкого архива о пребывании в плену, Ж - вернулся из плена или с фронта живым,. Ф - из Книги Памяти Финской войны, п- погиб, б - без вести.

Комментарии

1. БЗВ Александров Иван Ал-дрович __.__.1909 18.01.1942 г. Казань
2. БЗВ Александров Иван Александрович __.__.1909 18.01.1942 г. Казань
3. УТОЧ Александров Иван Александрович __.__.1909 __.11.1941 Татарская АССР, Шереметьевский р-н, с. Оша
4. УТОЧ Александров Иван Александрович __.__.1909 __.01.1942 Татарская АССР, Шереметьевский р-н, д. Оша
5. ПОИМ Александров Иван Александрович
6. ПОИМ Александров Иван Александрович
7. КП АЛЕКСАНДРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ __.__.1909 18.01.1942
8. КП АЛЕКСАНДРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ __.__.1909 __.01.1942

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52156571
Информация из донесения о безвозвратных потерях
ID 52156571
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Место рождения г. Казань
Дата и место призыва Казанский ГВК, Татарская АССР, г. Казань*
Последнее место службы бронепоезд 8**
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 18.01.1942***
Первичное место захоронения Воронежская обл., Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск, местное городское кладбище
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 1048

*г. Казань, как место призыва и место рождения, мог быть записан в документах госпиталя тяжелому раненому по месту проживания в 1942 г. родственника.
Должность: артиллерист
**Последнее место службы: Бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих»,
Подчинение бронепоезда №8:
На 01.01.1942 - 12 А - Южный фронт.
(04.12.1941 г. бронепоезд №8 перебросили на участок Дебальцево-Алмазная в распоряжение 12-й армии. На данном участке бронепоезд № 8 с 06.12.1941 по 07.01.1942 находился в непрерывных боях, поддерживая части 4, 15 и 176 стрелковых дивизий).
***Воин умер от ран 18.01.1942 г. в прифронтовом ЭГ г. Борисоглебска Воронежской обл., но ранен он на участке Дебальцево-Алмазная.
Документ эвакогоспиталя № 2626 (Место дислокации ЭГ №2626: г. Борисоглебск Воронежская обл. ЛУ находилось в этом р-не с 01.08.1941 по 01.10.1943 гг. http://www.soldat.ru/hospital.html).
Родственники проживали: г. Казань, ул. Холмовая, 12.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52155513
Информация из донесения о безвозвратных потерях
ID 52155513
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Ал-дрович
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Место рождения г. Казань
Дата и место призыва Казанский ГВК, Татарская АССР, г. Казань
Последнее место службы бронепоезд
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия умер от ран
Дата выбытия 18.01.1942
Первичное место захоронения Воронежская обл., Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск, местное городское кладбище
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 1047

Эвакогоспиталь № 2626
Последнее место службы: Бронепоезд 8
Должность: артиллерист
Родственники проживали: г. Казань, ул. Холмовая, 12

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52076731&p=5
Донесение о безвозвратных потерях
ID 52076731
Номер донесения 8306
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 17.05.1942
Название источника информации воен. сан. упр. Юзф

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=59529719
Информация из документов, уточняющих потери
ID 59529719
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Место рождения Татарская АССР, Шереметьевский р-н, д. Оша
Дата и место призыва 20.07.1941 Шереметьевский РВК, Татарская АССР, Шереметьевский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.01.1942
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18004
Номер дела источника информации 806

Родственница: Александрова А., проживала Татарская АССР, Шереметьевский р-н, д. Оша

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=17426428
Информация из документов, уточняющих потери
ID 17426428
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Место рождения Татарская АССР, Шереметьевский р-н, с. Оша
Дата и место призыва 20.07.1941 Шереметьевский РВК, Татарская АССР, Шереметьевский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.11.1941
Название источника донесения ВК Республики Татарстан
Номер описи источника информации 1946
Номер дела источника информации 1 (инв. 69)

Родственница: Александрова А., проживала Татарская АССР, Шереметьевский р-н, д. Оша

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87415179
Информация из списков захоронения
ID 87415179
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Александрович
Воинское звание ст. сержант
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Воронежская обл.
Место захоронения Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск, городское кладбище, центр

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260362361
Информация из списков захоронения
ID 260362361
Фамилия Александров
Имя Иван
Отчество Александрович
Воинское звание ст. сержант
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Воронежская обл.
Место захоронения Борисоглебский р-н, центр городского кладбища г. Борисоглебска
Могила Братская могила № 68

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=87415155&p=3
ID 87415155
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Воронежская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 36-56/2014
Место захоронения Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск, городское кладбище, центр
Дата создания современного места захоронения __.__.1945
Дата последнего захоронения __.__.1945
Вид захоронения братская могила
Состояние захоронения удовлетворительное
Количество могил 1
Захоронено всего 1280
Захоронено известных 1177
Захоронено неизвестных 103
Кто шефствует над захоронением Техникум информатики вычислительной техники, МУП Комбинат благоустройства, ЗАО СП "Пирамида"

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407937086
Информация из Книги Памяти
ID 407937086
Фамилия АЛЕКСАНДРОВ
Имя ИВАН
Отчество АЛЕКСАНДРОВИЧ
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Дата выбытия __.01.1942
Название источника донесения Память. Республика Татарстан. Том 18

Родился – д. Оша. Моб. Нижнекамским РВК. Ст. с-т, 9 бронеп. Умер от ран 01.1942. Зах.: Воронежская обл., г. Борисоглебск.

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410110965
Информация из Книги Памяти
ID 410110965
Фамилия АЛЕКСАНДРОВ
Имя ИВАН
Отчество АЛЕКСАНДРОВИЧ
Дата рождения/Возраст __.__.1909
Дата выбытия 18.01.1942
Название источника донесения Память. Республика Татарстан. Том 11

Родился – г. Казань. Моб. из Казани. Ст. с-т, Бронепоезд №8. Умер от ран 18.01.1942 в ЭГ 2626. Зах.: Воронежская обл., г. Борисоглебск.

Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» (под командованием ГСС Ибрагимова Х.И.) боевой путь

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE...
К осени 1940 года автобронетанковые войска РККА, согласно приказу народного комиссара СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате организационных преобразований имели 9 отдельных дивизионов бронепоездов по 3 бронепоезда, отдельный батальон бронедрезин и 17 отдельных бронепоездов.
На 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда. По другим данным[18][19] в РККА 34 лёгких и 13 тяжёлых бронепоездов, из них в составе Дальневосточного фронта (ДВФ) и Забайкальского военного округа (ЗабВО) 12 лёгких и 5 тяжёлых бронепоездов, плюс кадр для сформирования ещё 10 бронепоездов[20]. Бронеплощадок противовоздушной обороны (типа СПУ-БП) было всего 28, из них в ДВФ и ЗабВО — 15. Кроме КА броневыми поездами располагали и войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и оперативные войска НКВД, у них на 22 июня 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 33 моторных броневых вагона и 7 броневых автомобилей на железнодорожном ходу.

Бронепоезда относились к Бронепоездным частям РККА. Подчинение: Командующим броневыми силами → АБТВ → БТиМВ РККА.
Часть: Бронесил → АБТВ → БТиМВ КА.

http://tankfront.ru/ussr/odbp/odbp65.html
«65-й отдельный дивизион бронепоездов
I. Командиры дивизиона:
00.05.1942 - 00.08.1942 ИБРАГИМОВ Хабибулла Ибрагимович, майор
00.11.1942 - 00.00.1944 ШУРЫГИН, майор
00.00.1944 - 00.11.1945 ДЖАХИЕВ Алексей Давидович, подполковник
II. Формирование и организация
Дивизион сформирован на основании директивы заместителя командующего Южным фронтом по автобронетанковым войскам № 00217922 от 5 мая 1942 г. В его состав вошли отдельные бронепоезда № 2 «Имени Хрущева» и № 8 «Имени Изюмских рабочих».
……Бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих» (типа НКПС-42, вооружение каждой бронеплощадки - 2 76-мм зенитных пушки Лендера, 6 бортовых и 2 башенных пулемета ДТ) строился в депо Изюм и Красный Лиман, а доделывался и формировался на Харьковском паровозоремонтном заводе. 19 октября 1941 г. бело направили в распоряжение 34-й кавалерийской дивизии 6-й армии, затем патрулировал участок Штеровка - Дарьевка в составе 18-й армии. С 23 ноября по 3 декабря 1941 г. бепо отражал налеты немецкой авиации в районе Ростова и на станции Новочеркасск, а 4 декабря его перебросили на участок Дебальцево-Алмазная в распоряжение 12-й армии. На данном участке бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих» с 6 декабря 1941 г. по 7 января 1942 г. находился в непрерывных боях, поддерживая части 4-й, 15-й и 176-й стрелковых дивизий. За это время огнем бепо было уничтожено 5 противотанковых и 2 75-мм орудия, 7 минометов, 2 артиллерийских батареи, 10 пулеметных гнезд, 2 наблюдательных пункта, 3 автомашины и 20 подвод с боеприпасами и другими грузами, подавлено 3 артиллерийских и 3 минометных батареи, захвачено 7 пулеметов, 2 автомата, миномет, радиостанция, 205 винтовок, 100 снарядов и другое военное имущество. Свои потери за это время составили: 1 человек убит и 13 ранено.
8 января 1942 г. бепо № 8 направили на ремонт сначала в Сталинград, а затем в Ворошиловград, на завод именно Октябрьской революции, где он находился до 21 апреля. Затем бронепоезд придали 12-й, а с 8 мая - 18-й армии на участке Штеровка - Дебальцево.
Окончательное формирование доукомплектование 65-го одбп велось на участке Ровеньки - Штеровка с 18 мая по 12 июля 1942 г. При этом бепо № 2 «Имени Хрущева» стал № 1, а № 8 «Имени Изюмских рабочих» - № 2. следует сказать, что при ремонте на заводе имени Октябрьской революции на обоих бронепоездах заменили орудия на бронеплощадках — вместо устаревших пушек Лендера в башнях смонтировали 76-мм дивизионные орудия образца 1939 г. (Ф-22 УСВ). Кроме того, каждый бепо получил площадку ПВО с двумя 76-мм пушками Лендера на каждой.
13 июля дивизион придали 216-й стрелковой дивизии, и в течение двух следующих дней оба состава вели огонь по немецким позициям и огневым точками в районах Ивановка и Великий Должик. В 22.00 15 июля бепо № 1 при следовании с огневой позиции после артналета, «наскочил на мины, заложенные железнодорожным батальоном, в результате чего бронепаровоз и одну бронеплощадку сбросило с рельс».
На следующий день бепо № 2 вел огонь по немецким позициям, а остальной личный состав дивизиона занимался подъемом сошедшей с рельс матчасти бепо № 1. К 20.00 17 июля работы завершились, и бепо № 1 «Имени Хрущева» направился на ремонт в Батайск.
Всего за 14 - 16 июля огнем 65-го одбп было уничтожено 7 автомашин, подавлены 2 артиллерийских и минометная батареи, рассеяно до батальона пехоты.
21 июля 1942 г. 65-й дивизион в составе бронепоезда № 2 «Имени Изюмских рабочих» и базы по распоряжению АБТУ Южного фронта начал передислоцироваться на станцию Кагадьник, но из-за отсутствия переправы остановился в 5 километрах от Новочеркасска. Связавшись со штабом 56-й армии, бепо № 2 23 и 24 июля 1942 г. вел огонь по «противнику, наступавшему на Новочеркасск, до израсходования всех боеприпасов, после чего (не имея возможности двигаться ни назад, ни вперед из-за взорванных мостов и горящих эшелонов) был взорван».
Причем, согласно акта на уничтожение бронепоездов 65-го одбп подрыв произвели следующим образом:

«Бронеплощадки и бронепаровоз были заминированы, облиты горючим и смазочным материалом и на полном ходу пущены во впереди стоящий эшелон с рвущимися авиабомбами. Результат: бронеплощадки и бронепаровоз взлетели кусками»……
Оставшийся личный состав 65-го одбп (база дивизиона полностью погибла) вывели на переформирование в 1-й запасной полк бронепоездов.
65-й одбп второго формирования в боевых действиях не участвовал. Вплоть до окончания войны он располагался в Ереване, а в период с 13 по 20 ноября 1945 г. был расформирован. При этом матчасть дивизиона передали в состав 42-го одбп».

https://military.wikireading.ru/68090
«В степях под Ростовом
…..16 ноября 1941 года части 4-го немецкого армейского корпуса перешли в наступление. К исходу дня они вклинились на 20 километров северо-восточнее Артемовска в глубину нашей обороны. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил на 28-ю отдельную железнодорожную бригаду оборону участка Сентяновка — Водопровод. Для поддержки ее батальонов были переброшены три советских бронепоезда.

Утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов железнодорожные батальоны начали наступление на Голубовку. Части бригады ворвались на северо-восточную окраину поселка и удерживали ее. В течение 20 ноября гитлеровцы неоднократно переходили в атаки, стремясь обойти правый фланг бригады. Но поддержанные огнем бронепоездов, которые уничтожили немало огневых точек и солдат противника, воины-железнодорожники отбросили фашистов. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону.

Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боев И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939–1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело». Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место поврежденных бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «черные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков.

Шесть суток шел неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду…..».

Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945. — М.: Транспорт, 1992. — 246 с. Тираж 10.000 экз.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/h/0/one/efimev_manzhosov_sidorov.rar
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/ill.html
Аннотация издательства: Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
Авторы: Ефимьев Александр Викторович; Манжосов Александр Николаевич; Сидоров Пётр Федорович.

https://priazovka.ru/lica-velikoi-pobedy/bronepoezd-no6-smert-nemeckim-o...
«Бронепоезд №6 - «Смерть немецким оккупантам»
….. Обороняя Новороссийск
Тимашевский бронепоезд стал первым морским соединением, вступившим в бой с противником в ходе обороны Новороссийска. С 21 августа он огневой мощью поддерживал 83-ю бригаду морской пехоты (командир полковник М.П. Кравченко, полковой комиссар Ф.В. Монастырский), которая была переброшена на помощь 77-й дивизии. Полученные во время боёв повреждения устраняли новороссийские судоремонтники.
22 августа 1942 года фашисты захватили станицу Нижне-Баканскую и железнодорожную станцию. 31 августа противник оккупировал город Анапа, станицы Анапская, Су-Псех, Раевская. 2-го сентября немцы заняли посёлок Верхне-Баканский и перевал Волчьи ворота.
Тимашевский бронепоезд, бронепоезда № 53 и № 8 «Имени изюмских рабочих» приняли на станции Тоннельная свой последний бой. Расстреляв по врагу все боеприпасы, бронепоезда № 8 и № 53 были взорваны на железнодорожных путях».

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1005866/Zhirohov_-_Bitva_za_Don...
Здесь о бронепоезде № 6, но на линии Алмазная — Дебальцево — Депрерадовка
«Бронепоезда в боях на Донбассе.

Принято считать, что бронепоезда являлись неотъемлемым атрибутом Гражданской войны, однако малоизвестно, что они сыграли определенную роль и в событиях первого этапа войны. С приближением фронта к Донбассу в июле — августе 1941 года на предприятиях транспорта стали экстренно сооружать бронепоезда, бронеплощадки и бронедрезины. Благо все необходимое было, что называется, под рукой. Уже в сентябре 1941 года в Донбассе ударными темпами было построено около двух десятков бронепоездов. Сооружали их рабочие и инженерно-технические работники разных специальностей — металлурги, железнодорожники и машиностроители Сталина, Ясиноватой, Красного Лимана, Славянска, Ворошиловграда, Попасной, Мариуполя, Волновахи, Дебальцева, Енакиева, Макеевки и Мушкетова.
Причем на крупных предприятиях, таких как, например, Мариупольский металлургический завод имени Ильича, быстро освоили полный цикл постройки бронепоезда. В этой связи интересны воспоминания бывшего начальника цеха комбината Г. К. Фурсова:
«Это было на месте бывшего автотранспортного цеха между 3-й и 4-й химводоочистками. В трехпролетное здание, все три пролета которого пересекала железнодорожная ветка, загонялись для обшивки броней паровоз и два вагона. Служба пути где-то на своем участке оборудовала две платформы, которые цеплялись к бронепоезду впереди и сзади. На платформы грузились разводки рельсов и шпалы. Здесь же находился кузнечный участок.
Работы эти вели рабочие железнодорожного цеха. В основном — женщины: сварщицы, сверловщицы на пневмосверлах и т. д. Но сборка — а броневые листы крепились к паровозу и вагонам только на заклепках — труд тяжелый. Одна лишь деталь — крышка буксы — толщиной 65 мм весила более 100 кг, и нужно было четыре человека, чтобы ее поставить. Вот почему в сборке помогала воинская часть…
Первый бронепоезд начали собирать в середине июня и провозились с ним достаточно долго. Затем выпускали их по одному в неделю где-то до второй половины сентября. Работали мы по 12 часов, иногда в ночную смену, без выходных…
Отправка бронепоездов велась по ночам, после 24 часов, чтобы никто не видел и не слышал. На вагонах были надписи „За Родину!“, „За Сталина!“. Никаких надписей, говоривших бы о том, где сделан бронепоезд, не было»[20].
В других депо, где не было таких возможностей, действовали по другому сценарию. Специальными поездами с металлургических заводов доставляли броневую сталь, а из Горловки — кислород. Производился отбор паровозов, годных для бронирования (как правило, наименее изношенных), срочно укомплектовывались бригады слесарей и сварщиков. Чтобы ускорить работы, четко разделили сферы ответственности. Так, в Краснолиманском депо в основном производилось бронирование площадок, а в Дебальцеве и Попасной «одевали» в броню паровозы.
Как правило, личный состав бронепоездов укомплектовывали преимущественно железнодорожниками и заводскими рабочими, прошедшими первоначальную военную подготовку.

«Крепости на колесах» отправлялись из Донбасса на различные участки фронта. Уже в октябре один из них отправился под Москву. Дебальцевский бронепоезд, где старшим машинистом паровоза был Федор Пилипенко (за эти бои он получил орден Красной Звезды)[21], отличился в осенних боях с фашистами на подступах к Харькову. Один из «мариупольских» бронепоездов воевал под Сталинградом.

Что касается непосредственно Донбасса, то впервые бронепоезда отметились в боях за Попасную. Утром 16 ноября 1941 года немцы ворвались в Попасную со стороны села Триполье. Бой завязался как в самом городе, так и на железнодорожном узле. На этом участке фронта на тот момент действовали бронепоезда № 6 и 11, которые держали оборону в районе Натальевки и на 14-м км у станции Роты.

Советским командованием было решено подтянуть эти бронированные крепости в район станции — для этого надо было скрыть от немцев заминированный мост. Около часа не покидал своего поста стрелочник А. Чудный, хотя каждую минуту рисковал своей жизнью. На его счастье немцы в суматохе боя проскочили мимо поста № 26 и не заметили заминированного моста. Когда стемнело, на станцию вошли бронепоезда. Задачей их команд стало прикрытие эвакуации оставшихся материальных ценностей в Марьевку, с чем они благополучно и справились. Очень хорошо задокументирован боевой опыт бронепоезда «Красный профинтерн». Достроить на Брянском заводе его не успели: вражеские танки уже приближались к городу. И тогда, в августе 1941 года, бронеплощадки, броневые листы и вся материальная часть, предназначенная для бронепоезда, была погружена на железнодорожные платформы и отправлена в Ворошиловград на завод имени Октябрьской революции.

Заводское руководство внимательно следило за ходом строительства и оперативно решало вопросы материально-технического снабжения, технологии сборки, которая обеспечила бы досрочный выпуск бронепоезда, как того требовала ухудшающаяся обстановка на фронте. На сооружении бронепоезда отличились электросварщики Коновалов и Школа, сборщики Кожухарь, Супрун, Кучеров, Костин, Шепелев, монтажники электрооборудования, телефонной связи и радиостанции Ланцов, Голдованский, Дорошенко и многие другие.

Пока сооружался бронепоезд, была сформирована команда, которая настойчиво изучала военное дело. Так, в Вергунке и Лутугине велись учебные стрельбы. В начале октября бронепоезд был отправлен в распоряжение войск Южного фронта. Его боевые позиции располагались на железнодорожных участках Родаково — Дебальцево, Дебальцево — Чернухино и Дебальцево — Боржиковка — Алмазная.

В свой первый бой с противником экипаж бронепоезда вступил в районе станции Дебальцево-Сортировочная. После этого «Красный профинтерн» прорвался за линию фронта и какое-то время действовал по линии Алмазная — Дебальцево — Депрерадовка. Однако такой успех в тех условиях был кратковременным — в одну из ночей немцы подорвали железнодорожные пути в тылу бронепоезда. Хотя группа бойцов под руководством путевого мастера В. Пузакова под огнем противника смогла устранить повреждение, однако бронепоезду был открыт только один путь — назад, на базу.

Позже бронепоезд поступил в распоряжение командующего 18-й армией и некоторое время действовал в районе станции Заповедная, где прикрывал важную железнодорожную магистраль Ростов — Москва. После чего вновь вернулся в Донбасс, на этот раз на станцию Мануйловка.

Боевая карьера бронепоезда была крайне насыщенной боевой работой — в конце ноября 1941 года он попал под массированный удар немецких пикировщиков и, хотя два самолета были сбиты огнем ПВО (по крайней мере, так доложили зенитчики), тем не менее повреждения оказались настолько серьезными, что бронепоезд пришлось отправить в Ворошиловград на ремонт. Правда, долго он там не пробыл и, получив после капитального ремонта новую броню, продолжал действовать во взаимодействии с артиллерией 261-й стрелковой дивизии 12-й армии на участке Голубовка — Попасная.

Стоит отметить также, что в Краснолиманском районе в период с 25 по 27 октября достаточно успешно действовали бронепоезда № 3 и 8, которые впоследствии ушли на территорию Ворошиловградской области».

http://bdsa.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0...
«12-я армия второго формирования была создана 25 августа 1941 года на базе 17-го стрелкового корпуса в составе Южного фронта. В неё вошли 270-я и 274-я стрелковые, 11-я танковая дивизии и ряд отдельных частей.
В сентябре 1941 года армия обороняла левый берег Днепра в районе города Запорожье. В октябре — ноябре участвовала в Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции и в её составляющих — фронтовых Донбасской оборонительной операции и Ростовской оборонительной операции. В ходе контрнаступления Южного фронта под Ростовом-на-Дону войска армии упорной обороной и контратаками сдерживали противника на ворошиловградском направлении, не допустили его прорыва во фланг и в тыл наступавшим советским войскам.
В ходе Барвенково-Лозовской наступательной операции армия обеспечивала действия ударной группировки Южного фронта с юга. Летом 1942 года, с началом немецкого наступления в большой излучине Дона, армия отражала удары противника севернее Ворошиловграда. Совершая отход, вела арьергардные бои на шахтинском направлении, оборонялась на Дону (от устья р. Маныч до станицы Ольгинская). С 29 июля находилась в составе Донской, с 5 августа — Приморской оперативных групп войск Северо-Кавказского фронта. К концу августа армия с боями отошла на рубеж Кабардинская, Бакинская и обороняла туапсинское направление.
20 сентября 1942 года армия расформирована, её войска переданы в состав 18-й армии, а полевое управление использовано в качестве управления Туапсинского оборонительного района».

 

 


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.117 сек