ИХ «СПИСАЛИ» НА ВОЙНУ

Расстрелянный в 1937 году, зарегистрирован как умерший в годы войны.

Вспоминая о жертвах политических репрессий в СССР, исследователи нередко натыкаются на случаи, когда родственники расстрелянных в 30-е годы по приговору троек получали свидетельства о том, что муж или отец будто бы умер в годы войны. Дескать, что поделаешь – война. Во всем виноваты фашисты. Может кто-то и посчитает такой порядок оправданным: «чтобы не травмировать родственников». А мне кажется – это кощунство чистой воды.
Списывать на оккупантов и всяческих иностранных врагов жертвы собственных политрепрессий – это не просто тактика, это многолетняя стратегия тех, кто вел войну с собственным народом.
Ещё один тому пример – судьба москвича Ивана Антоновича Минина. Как записано в его деле: «В 1918 году он служил у белых в жандармерии. Старообрядчик. Обрабатывал верующих в контрреволюционном духе, расстрелян в п.Бутово. Реабилитирован 12.6.1989 г.»
Тут же в деле есть интересный документ:
"Утверждаю Секретно
Зам. начальника Управления КГБ при СМ СССР по г.Москве
Полковник Логинов
12 августа 1957 г.
Объявлено 26 августа 1957 г. дочери Мининой Т.И.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
г.Москва
Я, Помоперуполномоченного учетно-архивного отдела Управления КГБ при СМ СССР по Московской области ст. лейтенант Зарайский, рассмотрев материалы архивно-следственного дела № 313988 по обвинению Минина Ивана Антоновича, 1879 года рождения, уроженца Московской области, Куровского района, д.Зевнево, проживавшего по Даниловскому валу, д.5, кв.8, на заявление дочери – Мининой Татьяны Ивановны
НАШЕЛ
Из материалов архивно-следственного дела видно, что Минин И.А. осужден 26 сентября 1937 года Тройкой УНКВД МО к ВМН. Приговор исполнен 27 сентября 1937 года.
В заявлении Минина Т.И. просит сообщить о местонахождении осужденного, а в случае смерти выдать свидетельство.
Руководствуясь указанием КГБ при СМ СССР № 108/СС от 24 августа 1955 года,
ПОЛАГАЛ БЫ:
зарегистрировать смерть осужденного, для чего сообщить в ЗАГС Москворецкого района г.Москвы о том, что Минин И.А., отбывая наказание в ИТЛ, умер 2 октября 1941 года от склероза сердца. И объявить заявителю о месте регистрации смерти осужденного.
Помоперуполномоченного ст.лейтенант Зарайский
Согласен: начальник Учетно-архивного отдела УКГБ при СМ СССР по Московской обл.
Подполковник Фадеев."
Заметили, какую дату смерти придумали в КГБ - время, когда стоял вопрос - сдавать или нет Москву. Понятно, что в такие дни узников, по большому счету, могли вообще не кормить.

Похожа судьба ленинградского поэта, соратника Н.Заболотского и Д.Хармса – Александра Ивановича Введенского. До 2004 г. он считался «пропавшим без вести» в прифронтовом Харькове, а оказался в числе политзаключенных, направленных в Казанскую спецпсихбольницу в 1941 г. Автору этих строк в Архиве Информационного Центра МВД по РТ удалось найти такой акт:
«О смерти заключенного в пути следования 19 декабря 1941 года.
Мы, нижеподписавшиеся, нач. конвоя, мл. лейтенант Хорошилов, комиссар конвоя политрук Чубанов, врач эшелона Голтвяница составили настоящий акт в том, что заключенный В(в)еденский Александр Иванович, значащийся в эшелонном списке под порядковым № 71 и следовавший в город Казань из внутренней тюрьмы УНКВД гор. Харькова, родивший(ся) в 1904 году следственный по ст. 54-10, ч. 2, проживавший до ареста в гор. Харьков, Совнаркомовская ул., дом. 8, кв. 2, умер 19 декабря 1941 года в следствии заболевания плеврит … Труп умершего сдан на станции для погребения.»
Точного места захоронения А.И. Введенского пока найти не удалось.

Михаил ЧЕРЕПАНОВ

Фото: 

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.111 сек